Логотип Логотип
Call-
center:
8 495 660-60-80
Служба
сервиса:
8 495 660-20-01
19 Апреля 2017 / Новости

Технологии на грани фантастики на московских улицах — новый этап масштабной реконструкции

Новые скверы, маршруты общественного транспорта и пешеходные зоны. В столице стартовал очередной этап масштабной реконструкции и благоустройства. Пока многие улицы закрыты щитами, но уже в сентябре москвичи увидят преображенный город. Впрочем, часть изменений заметят только специалисты — подземные коммуникации обновят с применением самых современных технологий.

Маленький смельчак по кличке Хиро (в переводе с японского — щедрый) — пушистый талисман магазина цветов на Никитском бульваре. Его едва открыли молодые предприниматели Платон и Анна. И почти сразу в окне появился хорошо знакомый москвичам вид. Чувства — смешанные.

«Мешает: фасад пачкается, и народу стало меньше. Люди нас не видят, например, с противоположной улицы. Но изменилась Москва, стала больше похожа на Европу», — говорит Платон Шилов.

Москва должна быть похожа на Европу не только фасадами, уверены власти города. Началась масштабная реконструкция коммуникаций. Трубы, провода, газопроводы — еще советское наследие 60–70 годов прошлого века.

Громкий столичный проект жизненно необходим, говорят коммунальщики. То, что скрыто под землей, — словно бомба замедленного действия.

«Самые проблемные участки, это, наверное, исторический центр Москвы, где мы встречаем еще и довоенные коммуникации, которые уже отслужили свой нормативный срок, и, соответственно их надежность достаточно низкая», — отмечает заместитель главного инженера ГУП «Моссвет» Сергей Крупяков.

Найти и обезвредить проблемные участки людям помогает техника на грани фантастики. Технологии в коммунальном хозяйстве шагнули далеко вперед. Обычная замена труб теперь выглядит как съемка блокбастера. Робот-исследователь помогает найти дефекты в старых трубах, проверяет надежность только что уложенных, заменяет целую бригаду инженеров.

«Смотрим чистоту и стыковые соединения, наличие посторонних предметов», — говорит старший мастер цеха диагностики водопроводной сети АО «Мосводоканал» Владимир Касаримов.

Технология XXI века — это и сами трубы. Полиэтиленовые, прочные, долговечные — прослужат полвека. Их прокладывают особым способом. Никаких котлованов длиной в сотню метров.

«В существующие 600-миллиметров протаскиваем полиэтиленовый трубопровод, он спокойно проходит, и мы получаем новую трубу. Это точечная раскопка, бестраншейно, мы жителей не беспокоим», -поясняет главный инженер сети АО «Мосводоканал» Евгений Иванов.

Такие трубы используют повсеместно. В Мосгазе говорят: это будущее столичного коммунального хозяйства. К примеру, так происходит сварка: ни искр, ни слепящего пламени.

«Разогревается труба одна и вторая, и они как бы сплавляются вместе. Даже если разрывать трубу, то она, можно сказать, больше порвется быстрее в трубе, чем в сварке», — поясняет начальник управления капитального строительства АО «МОСГАЗ» Александр Чистов.

Но сварочные швы все равно проверяют на мельчайшие дефекты, как пациентов на УЗИ-диагностике.

«Только здесь „подопытным“ выступает наше сварное соединение. Контактная жидкость обеспечивает проход ультразвуковой волны непосредственно в сварное соединение», — говорит начальник лаборатории управления технического надзора АО «МОСГАЗ» Дмитрий Платов.

Даже эти почти бесшумные работы, говорят коммунальщики, проводят с учетом пожеланий горожан. Например, водостоки укрепляют ночью. Не копают траншеи. В старую трубу протягивают специальный рукав — сделан из стекловолокна, пропитан смолой. Потом облучают ультрафиолетом. Он застывает, получается труба в трубе.

«Земляные работы занимают порядка 20–30 дней. А если рассматривать данный метод, то порядка 2–3 дней. Срок службы при этом продлевается — порядка 50 лет еще служит данный водосток», — сказал начальник Управления капитального ремонта и строительства ГУП «Мосводосток» Евгений Рощупкин.

Заменить все коммуникации одновременно невозможно, уверяют коммунальщики. Нужно постепенно модернизировать, как это делают во всех старых европейских городах. Еще одно сходство: в Москве тоже встречаются настоящие памятники эпохи под землей.

В XVII веке это было чудом инженерной мысли — система коллекторов, которые отводили воду со столичных улиц под землю. Сегодня коммуникации находятся под историческим центром Москвы и до сих пор исправно работают. Тот случай, когда специалисты сохраняют историческое наследие.

«Мы проводим очистку коллекторов. Бревна, палки какие-то убираем, чтобы это не препятствовало проходу воды», — говорит заместитель начальника 1-го эксплуатационного района ГУП «Мосводосток» Дмитрий Куприенко

Сберечь исторический облик, при этом идти в ногу со временем — задача столичного проекта «Моя улица». После замены коммуникаций начнется благоустройство, такое, что некоторые места будет не узнать.

Грандиозный и, пожалуй, самый неожиданный проект — реконструкция Лубянской площади. Огромная территория между Никольской улицей, Политехническим музеем, улицей Мясницкой и историческим зданием детского магазина. Все время площадь фактически была лишь транспортной развязкой. Столичные власти решили превратить ее в пешеходную зону.

Дорожки для прогулки, скамейки, много деревьев. Такую Лубянку россияне еще не видели. Полосы для автомобилей при этом останутся. Проект норвежского архитектурное бюро, которое работало на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Преобразится также Биржевая площадь. Вместо огромной парковки — сквер и фонтан в историческом центре. Изменятся набережные Якиманская и Гончарная. Другой знаковый проект — Тверская застава. Площадь перед Белорусским вокзалом сейчас известна разве что бесконечными пробками.

«Одной из основных задач было еще раз вернуть эту площадь горожанам и гостям, сделать ее человеческой и не ухудшить транспортную ситуацию», — сказала архитектор проекта «Моя улица» Александра Сытникова.

Для этого разработали новую схему движения. Останется парковка, планируют пустить трамвай. Но главное — не будет пустынных площадей. Задействуют каждый квадратный метр. Скверы с липовыми аллеями, яблонями, зоны отдыха. А еще на историческое место вернут памятник Максиму Горькому. Его демонтировали в 2005-м, чтобы расчистить место для транспортной развязки, которую прежние власти города так и не построили.

«Можно будет удобно прогуляться без риска для жизни, перейти по пешеходным переходам транспортные потоки, посидеть на лавочке в сквере, прогуляться, пойти к Тверской улице», — рассказывает директор проекта «Моя улица» Александра Сытникова.

В этом году реконструкция пройдет на улицах вокруг строящегося парка Зарядье на Китай-городе, Бульварном кольце, почти всем Садовом. Проекты обещают закончить до празднования Дня города в сентябре. Результаты такой работы горожане уже видели. Виктор Мещеряков хорошо помнит, как раньше пробирался между киосками, торговыми палатками и назойливыми рекламными баннерами. У него есть ответ тем, кто говорит: «опять все перекопали».

«Мне приятнее смотреть на парк, мне приятнее слышать музыку из парка, чем я должен здесь идти, жаться куда-то в сторону. Мы части критикуем власть, но если делается хорошо, если делается для города, для его граждан, то надо это поддерживать», — уверен он.

И такие изменения поддерживают не только жители центра Москвы. Например, на Дмитровском шоссе прокладывают новую тепломагистраль. Жилые дома, школы, больницы получат дополнительный источник. Значит, уже в следующем году во время летней профилактики можно не отключать горячую воду.

«Стройка грандиозная, они все по-взрослому строят. Это же делается не просто так: пришел дядя Вася, включил отбойный молоток. Это же делается во благо. Город большой, у города большие планы», — говорит Виктор Варламов.

И эти планы, уверяют столичные власти, учитывают далекую перспективу. Коммуникации строят с запасом, чтобы в ближайшие годы не пришлось снова раскапывать улицы.

Иван Прозоров