24 июня 2010
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Москвичам хорошо памятно чрезвычайное происшествие на Озерной улице, которое случилось чуть более года назад. В ночь на 10 мая 2009 года на западе столицы взорвался газопровод. Под руководством первого заместителя мэра в правительстве Москвы Петра Бирюкова удалось в кратчайшие сроки и с минимальными последствиями ликвидировать аварийную ситуацию, в том числе восстановить газопровод, прилегающую инфраструктуру, автомобильное движение. Но все-таки оргвыводы, что называется, последовали. Мэр Москвы тогда уволил генерального директора ГУП «МОСГАЗ» А. Трухина и на его место назначил перспективного руководителя Гасана Гасангаджиева. И хотя погибших в результате взрыва, по счастью, не оказалось, происшествие обеспокоило жителей мегаполиса, заставило задуматься об уровне безопасности газопровода. Руководство Комплекса городского хозяйства во главе с Петром Бирюковым приступило к созданию системы надежной безопасности газовой системы столицы. Стали разрабатывать подобные меры и непосредственно в МОСГАЗе. Что уже сделано? Журналисты нашей газеты решили найти ответ на этот вопрос, побывав непосредственно в МОСГАЗе, расположенном на территории Центрального административного округа.

Как сообщил генеральный директор ГУП «МОСГАЗ» Гасан Гасангаджиев, особый упор был сделан на подготовку самой современной и надежной техники, с помощью которой можно держать на контроле оперативную обстановку, отслеживать, профилактировать, предупреждать чрезвычайные происшествия, связанные с газом, а также в кратчайшие сроки и с минимальными потерями ликвидировать их последствия. Собственными силами работников предприятия удалось создать несколько видов такой техники, которой пока обладает только это хозяйство.

Гасан Гасангаджиев рассказал обозревателю нашей газеты:
— За прошедший год мы провели серьезное техническое перевооружение для того, чтобы оперативно и с наименьшими потерями устранять последствия аварийных ситуаций, а также обеспечивать профилактику, поддерживать постоянный уровень безопасности газовой системы города. Одной из главных задач мы определили максимальное повышение оперативности и эффективности работы аварийновосстановительных подразделений. Сотрудники МОСГАЗа постарались создать самую современную технику, позволяющую как можно быстрее специальному подразделению прибыть на место технологического нарушения и без промедления принять меры к тому, чтобы вывести людей из зоны поражения, исключить истекание газа и обеспечить безопасную работу газового оборудования; при этом миними- зировать для москвичей опасность техногенной ситуации.

Например, нашими собственными силами создан специальный штабной автобус. Он предназначен для предоставления возможности на месте руководить ликвидацией последствия крупного технологического нарушения, то есть серьезной аварии. Автобус полностью компьютеризирован, оснащен современнейшими средствами связи, управления и другой необходимой аппаратурой, в том числе системой ГЛОНАСС. Здесь на большом мониторе в интерактивном режиме выведена генеральная схема газоснабжения Москвы с привязкой к объектам инфраструктуры города. В мобильном штабе обеспечена возможность оперативно получать информацию геотреста о расположении смежных коммуникаций. Здесь есть уникальная видеосистема, которая позволяет в реальном времени транслировать ситуацию непосредственно с места происшествия.

Есть у нас также специальный аварийно-восстановительный автомобиль. Он предназначен для бригады, выполняющей экстренные работы по предупреждению происшествия или ликвидации его последствий. Здесь есть все оборудование (причем уникальное!), с помощью которого бригада в составе всего 4 — 5 человек в автономном режиме сможет оперативно выполнить все необходимые работы, при этом не привлекая дополнительные силы и средства.

Интерес вызывает фронтальный погрузчик-экскаватор, который предназначен для проведения земляных работ на месте ликвидации чрезвычайного происшествия. Его особенность прежде всего заключается в предельно компактных габаритах, позволяющих действовать с большой эффективностью в стесненной обстановке, даже на мизерном пятачке производить объемные работы. В условиях мегаполиса, особенно для центра столицы, это ценнейшее качество. Несмотря на малые размеры, у погрузчика-экскаватора великолепные технические характеристики, позволяющие в кратчайшие сроки с наименьшими потерями осуществлять ликвидацию последствий чрезвычайного происшествия. При этом он создает минимальный шумовой эффект. Однако в МОСГАЗе это не единственный вид специальной землеройной техники, здесь представлен фактически весь модельный ряд специальных машин этого направления.

Все эти силы и средства, которые поступили на вооружение в течение последнего года, позволяют в значительной степени повысить оперативность и качество аварийноспасательных работ, а также сделать более эффективными меры по предупреждению технологических нарушений. Для сравнения приведу такие цифры: время оперативного реагирования сегодня в МОСГАЗе составляет не более 5 минут, в то время как до вооружения данной техникой оно составляло около 40 минут — эффект повысился в 8 раз! Кроме того, благодаря более совершенным автомобилям наши аварийщики значительно быстрее прибывают на место технологического нарушения, в кратчайшие сроки и с большим эффектом приступают к ликвидации его последствий.

Особенно хочу рассказать о нашем пилотном проекте, который показал уникальные результаты. Это кардинально новая система дистанционного управления запорными устройствами, или, проще говоря, газовыми задвижками. Напомню, что такие задвижки применяются для того, чтобы в случае технологического нарушения перекрыть утечку газа из поврежденного трубопровода еще до прибытия аварийной бригады. Раньше это приходилось делать вручную, на что уходило 40 минут. Теперь же газ перекрывается на расстоянии многих километров нажатием кнопки на компьютере в Центральном диспетчерском управлении. На это уходит 1 минута 40 секунд — вместо полутора-двух часов, если бы задвижку перекрывали вручную. При этом экономится не только время, но и материальные средства: отпадает необходимость выезжать к запорному устройству специальной бригаде — причем не только в экстренном случае, но и во время профилактических работ. Мало того, диспетчер с помощью монитора может постоянно следить за состоянием газовых задвижек и в случае необходимости немедленно принимать меры реагирования.

Заметим, что журналисты нашей газеты лично опробовали в действии систему дистанционного управления запорными устройствами, убедились в их уникальной оперативности и надежности.

Мы уже упоминали Центральное диспетчерское управление — ЦДУ. Это еще одна гордость МОСГАЗа, созданная своими силами. Фактически это уникальный комплекс управления газовыми системами крупнейшего мегаполиса, аналога которому пока нет в России и даже в Европе. Чем-то ЦДУ напоминает Центр управления полетами космических аппаратов — знаменитый на весь мир ЦУП. Он представляет собой зал, где установлен огромнейший — во всю стену монитор. На этот суперэкран выведена система управления газовыми процессами, происходящими в Москве. С его помощью специальные операторы в режиме реального времени наблюдают состояние всех узлов и агрегатов. В том числе на огромнейшем мониторе «просвечиваются» подземные коммуникации, контролируется состояние газорегуляторных пунктов и всей протяженности наземного газопровода. Операторы могут незамедлительно отследить аварийную ситуацию на любом узле городской системы и оперативно принять меры.

Важно отметить и такой факт. В состав ЦДУ структурно вошла диспетчерская служба «04», на которую ежесуточно от населения поступает от 70 до 100 экстренных звонков. Автоматизирован процесс оформления заявки на аварийную ситуацию. Заявка в автоматическом режиме расходится во все подразделения, задействованные на аварийновосстановительных работах. Это позволило обеспечить централизацию управления ликвидацией технологических нарушений, усилить контроль над исполнением поступающих заявок, оптимизировать маршруты движения аварийных бригад, сократить время прибытия оперативных подразделений к месту происшествий.

Газета Правительства Москвы «Тверская, 13» 24 июня 2010
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#