Логотип Логотип
Call-
center:
8 495 660-60-80
Служба
сервиса:
8 495 660-20-01
11 Февраля 2020 / Публикации в СМИ

Как работают коммунальные службы города

За тем, чтобы в московских квартирах всегда было тепло и светло, в режиме нон-стоп следят коммунальные службы. Об инновациях в сфере ЖКХ, круглосуточной работе диспетчерских и столичном мнемощите — в материале mos.ru.

Электричество. Да будет свет

Работу кабельных сетей города контролирует центральный диспетчерский пункт «Московских кабельных сетей» (филиал ПАО «МОЭСК»). Его открытие в 2018 году стало очередным шагом к цифровизации московской энергетики — одному из важных проектов, связанных с созданием умного города.

Сегодня в ведении компании находятся электрические сети общей протяженностью более 64 тысяч километров (для сравнения: длина земного экватора — около 40 тысяч километров), а также свыше 15,8 тысячи трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.

Центральный элемент диспетчерского пункта «Московских кабельных сетей» — мнемощит. По сути, это схема всех электросетей, на которой с помощью символов отображается ситуация на каждом участке. Ранее мнемощит состоял из двух частей, расположенных в разных помещениях. Реализовать концепцию единого центра управления позволили современные цифровые технологии.

Теперь на мониторах компьютеров отображается вся необходимая информация. Например, диспетчер может увидеть, стоит ли бригада в пробке или уже подъезжает к проблемному участку.

Одной из крупнейших компаний Москвы, занимающихся развитием, эксплуатацией и реконструкцией принадлежащих городу электрических сетей, является Объединенная энергетическая компания (ОЭК). В ее ведении находится 25 процентов всего электросетевого хозяйства города. Энергия, которую поставляет компания, питает Московское центральное кольцо и метрополитен, а также стадионы и социальные объекты. ОЭК также отвечает и за все уличное освещение в городе — фонари и подсветку.

Центр управления сетями круглосуточно следит за всеми объектами. Информация о работе различного оборудования отображается в диспетчерской в реальном времени. Иногда диспетчеру приходится управлять такими системами, как уличное освещение, в ручном режиме. Например, нажатием всего одной кнопки в этом году впервые в новогоднюю ночь во время фейерверка отключали подсветку на Большом Москворецком мосту. Диспетчеры следили за процессом отключения по городским камерам видеонаблюдения. Заодно посмотрели и пиротехническое шоу.

«Отключение световых установок позволило в полной мере насладиться праздничными залпами, которые можно было наблюдать сразу с четырех набережных — Софийской, Раушской, Москворецкой и Кремлевской. После окончания фейерверка все освещение и иллюминация были восстановлены», — рассказал диспетчер по иллюминации АО «ОЭК» Сергей Крысанов.

Вода. От неисправного колодца до спасения жизни

Через центральную диспетчерскую Мосводоканала проходят все заявки, связанные с водоснабжением и водоотведением. Причем как от частных лиц, так и от компаний. Диспетчер распределяет их по разным бригадам в зависимости от местоположения и сложности.

«Заявка заносится в базу, там сразу видно, в каком районе находится объект. По системе ГЛОНАСС можно увидеть, какая машина находится ближе всех. В течение 20 минут сотрудники обязаны прибыть на место и локализовать аварию. То есть среагировать максимально оперативно, почти как скорая помощь», — говорит дежурный по городу АО «Мосводоканал» Валентин Дубровин.

В случае аварийной ситуации диспетчер обязан принять решение в течение трех минут. Если бригада не может справиться с ситуацией, она вызывает подкрепление из соседнего района.

Заявки по жалобам жителей, например на качество воды, отрабатывают в течение суток. Двое суток — на ремонт объекта, связанный с проведением раскопочных работ.

Дежурный по городу работает круглосуточно и в случае чрезвычайной ситуации формирует штаб, сам выезжает на место аварии, а также посещает стройки и другие объекты, где идет ремонт или прокладка коммуникаций. Круглосуточно также трудятся сотрудники районных бригад. Плановые и внеплановые работы идут в любое время дня и ночи.

«Если аварий нет, это не значит, что мы сидим в офисе и ждем, когда что-то случится. Заявок в центральное диспетчерское управление приходит много, особенно в зимний период. Мы активно реагируем и на обычные обращения. С опытом понимаешь, что и неаварийная заявка может свидетельствовать о серьезной проблеме. Приезжаешь на место, а там, например, есть вероятность подтопления метрополитена или здания», — рассказывает Валентин Дубровин.

Службы Мосводоканала совершают регулярные плановые обходы своих коммуникаций, были случаи, когда сотрудники выявляли нарушения в функционировании систем водоснабжения или водоотведения по дороге на работу.

Вся информация о выявленных нарушениях передается в центральную диспетчерскую. Даже если объект не относится к ведению компании, диспетчеры всегда стараются оказать посильную помощь или передать информацию ответственным городским структурам. Валентин Дубровин вспоминает, что однажды, приехав на объект, спасли собаку возле стройки в районе Щербинки.

Специалисты диспетчерской также анализируют состояние и работу объектов компании, регулируют подачу воды потребителям в соответствии с почасовыми сценариями, которые составляет на каждую неделю служба прогнозирования. На объемы подаваемой воды влияет не только время суток, а куда больше факторов — вплоть до трансляции по телевидению популярных передач.

Коллекторы. Потайные пути и режимный объект

Коллекторы — это подземные тоннели, в которых проложены силовые кабели, кабели связи и спецсвязи, а также трубы теплосети и водопровода — все то, без чего ни одна сфера городского хозяйства не может полноценно функционировать. Общий километраж коллекторных тоннелей столицы составляет почти 800 километров.

Наблюдают за коллекторами дистанционно и круглосуточно из объединенной диспетчерской службы ГУП «Москоллектор». Подземные коммуникации оснащены современной аппаратурой контроля газовоздушной среды, охранно-пожарной сигнализацией, системой вентиляции, автоматическими насосными станциями, системами диспетчерского управления. Данные со всех объектов выводятся на интерактивный экран в режиме реального времени. При необходимости изображение любого коллектора можно вывести на видеостену, а также удаленно включить или отключить оборудование в нем.

Если где-то, например, открыли люк — диспетчер сразу получает сигнал об этом. О сбоях в работе оборудования он информирует соответствующее подразделение предприятия, после чего выехавшая на место бригада устраняет неисправность.

Газ. А была ли утечка?

Ежедневно в диспетчерскую Мосгаза поступает более 100 заявок от москвичей: в основном они жалуются на запах газа. Специалисты компании реагируют на все вызовы и оперативно выезжают с проверкой в любое время дня и ночи.

Все заявки обрабатываются в течение минуты, через пять минут на место выезжает бригада аварийно-спасательного формирования АО «Мосгаз», максимальное время ее ожидания в Москве с учетом загруженности дорог — 40 минут.

К счастью, большинство случаев не подтверждается: запах газа путают с запахом краски или ацетона.

Если неисправности или повреждения все же обнаруживают, то их устранение происходит в кратчайшие сроки.

Отопление. Централизованно и надежно

К системе теплоснабжения в Москве относится около 16 тысяч километров тепловых сетей, 24 насосно-перекачивающие станции, более 10 тысяч тепловых пунктов.

Специалисты центрального диспетчерского управления Московской объединенной энергетической компании (ПАО «МОЭК») в режиме реального времени в зависимости от погоды корректируют температурный режим, контролируют работу сложного оборудования, следят за надежностью сетей. При необходимости диспетчеры организуют оперативное устранение любых возникающих проблем.

Лифты. Освободить за полчаса

АО «Мослифт» обслуживает более 70 тысяч лифтов в столице. Центральная диспетчерская компании работает 24 часа в сутки. Все поступающие заявки о сбоях в работе лифтов диспетчер заносит в электронный журнал, оперативно передает электромеханикам и контролирует исполнение.

На интерактивной карте можно увидеть, какой автомобиль аварийной службы находится ближе всего к месту аварии. Согласно правилам, время на освобождение пассажира из остановившегося лифта не должно превышать 30 минут. Время рассчитывается так: пять минут на передачу заявки, 20 — на прибытие и получение ключей от машинного помещения лифта. Еще пять минут дается электромеханику на освобождение пассажира.

В течение двух часов лифт должен заработать. Если же нужны работы капитального характера, его могут запустить в течение двух суток.