11 октября 2020
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Что такое энергосервис и как он помогает москвичам экономить на отоплении

Специальное оборудование поддерживает комфортную температуру в квартирах и помогает сократить коммунальные платежи.

Экономия ресурсов, которая позволит к тому же уменьшить сумму в платежке, — не мечта, а ближайшее будущее многих жителей Москвы. Все благодаря энергосервисным договорам, которые заключают жильцы многоэтажек. Кто и как может оформить такой договор и какую сумму он поможет сэкономить — в материале mos.ru.

Что такое погодное регулирование?

В многоквартирном доме 2004 года постройки рядом со станцией метро «Люблино» в прошлом году энергосервисная компания — ООО «Энергосбережение» — установила автоматический узел управления погодного регулирования. Оборудование находится в подвале и выглядит как сплетение серебристых труб, врезанных в систему существующих коммуникаций. Устройство помогает регулировать температуру батарей в квартирах — в зависимости от погодных условий.

«В начале и в конце отопительного сезона температура воздуха часто меняется от плюса к минусу и наоборот. Но при централизованном теплоснабжении система отопления инерционна, и ресурсоснабжающая организация вынуждена подавать теплоноситель в течение суток по утвержденному графику, исходя из возможной минимальной температуры воздуха. При резком потеплении в течение суток возникает эффект перетопа (фактическая температура подаваемого теплоносителя выше параметров температурного графика). В этом случае температура в квартире может достигать 28 и более градусов, жильцы вынуждены открывать окна. Установленное оборудование помогает не допустить этого и снизить температуру в квартирах до 22–24 градусов (это температура комфорта). При этом экономится до 30 процентов тепла», — поясняет начальник отдела развития энергосервисной деятельности ГКУ «Энергетика» Василий Богданов.

Система работает следующим образом. Датчик, измеряющий температуру, размещается снаружи дома. Обычно его устанавливают на северной стороне здания, в тени. Как только он фиксирует, что воздух на улице прогрелся до определенной отметки, он передает сигнал оборудованию в подвале. После этого запорно-регулирующий клапан приостанавливает подачу теплоносителя в дом. То есть вода будет циркулировать по трубам внутри здания по кругу, пока ее температура не упадет до определенной отметки. Этот показатель зафиксирует уже другой датчик, и тогда насос включится вновь и в здание будет подаваться теплоноситель из сети. Все это помогает избежать знакомой многим проблемы: когда во время оттепели или бабьего лета приходится открывать нараспашку окна, потому что в квартире душно из-за горячих батарей. Это не только неудобно, но и крайне неэкономично.

Система работает в автоматическом режиме, но под контролем диспетчера. Специалисты настраивают оборудование в начале отопительного сезона и приходят по заявке, если есть жалобы от управляющей компании или жильцов. В случае какой-то неисправности система автоматически передаст сигнал диспетчеру и он направит на место ремонтную бригаду.

Установка энергосберегающего оборудования занимает всего несколько часов и не доставляет жителям никаких неудобств. Поломка тоже ничем не грозит: здание продолжит отапливаться по старой схеме, а ремонтная бригада в кратчайшие сроки восстановит работоспособность оборудования.

Экономить можно не только на отоплении. Еще одно востребованное направление — модернизация освещения в подъездах. Во многих домах установлены светильники с лампами накаливания или люминесцентными лампами мощностью от 12 до 100 Вт. Энергосервисная компания (инвестор) заключает договор с управляющей организацией и за свой счет устанавливает светодиодные лампы, потребляющие 5–10 Вт, но качество освещения при этом гораздо выше. Такая замена светильников позволяет снизить плату, а сэкономленные деньги управляющая организация может направить на ремонт и содержание дома.

Что такое энергосервис

Энергосервис — это комплекс мер по проведению энергосберегающих мероприятий в зданиях или на объектах. Цель этих работ — снижение затрат заказчика на энергоресурсы при сохранении условий, когда в здании комфортно находиться. Для России это направление достаточно новое как для потребителей, так и для поставщиков услуг.

Энергосервисом в столице занимаются частные компании. Государственное казенное учреждение «Энергетика», находящееся в ведении городского Департамента жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивает развитие и контроль в этой сфере, способствует внедрению энергосберегающих технологий в Москве. Учреждение помогает наладить сотрудничество частных энергосервисных фирм с префектурами, управляющими компаниями и непосредственно горожанами. Для этого создана горячая линия, специалисты которой готовы ответить на все вопросы по энергосбережению. Получить консультацию можно в рабочие дни с 09:00 до 18:00 по телефону: +7 (495) 694-20-82.

Недавно ГКУ «Энергетика» получило статус регионального центра энергосбережения города Москвы. Это дает учреждению возможность формировать нормативную базу, готовить изменения в столичное законодательство об энергосбережении, способствовать повышению энергоэффективности, создавать типовые формы энергосервисных договоров, контролировать исполнение этих договоров, консультировать горожан.

Сейчас сотрудничество идет, как правило, через префектуры. Районные власти при поддержке и совместно с ГКУ «Энергетика» и управляющими организациями проводят встречи москвичей с представителями энергосервисных компаний. Но возможен и обратный процесс. Инициативные жильцы сами обращаются в ГКУ «Энергетика» с просьбой найти для них инвестора и заключить энергосервисный договор.

В чем выгода жителей

Для установки в доме энергосберегающего оборудования договор должны подписать не менее двух третей собственников жилья. В случае положительного решения управляющая компания подписывает договор с инвестором, в котором ГКУ «Энергетика» выступает третьей стороной.

«С 2013 по 2020 год энергосервисные договоры по модернизации освещения заключили 988 многоквартирных домов, по установке энергоэффективного оборудования для отопления — 1573 дома, — рассказывает директор ГКУ «Энергетика» Владимир Титов. — За счет установки энергосберегающего оборудования в этих домах уже сэкономлено энергоресурсов на один миллиард 800 миллионов рублей».

Энергосервисная компания (инвестор) обязательно разрабатывает проект и согласовывает его с ресурсоснабжающей компанией — МОЭК. После этого инвестор закупает, монтирует и обслуживает оборудование в доме за свой счет. В течение определенного времени, согласованного с жителями на собрании (как правило, это шесть лет), компания окупает свои вложения. При этом у жильцов дома в зависимости от площади квартиры снижается плата за отопление.

ГКУ «Энергетика» контролирует процесс достижения экономии, сверяя соответствующие акты. Если в какие-то месяцы экономия не достигнута, инвестор не получает прибыли.

После окончания действия контракта оборудование переходит в собственность жителей дома. Все сэкономленные средства, за исключением оплаты за эксплуатацию — это 10–20 процентов, — остаются у жильцов. Срок службы энергосберегающего оборудования составляет не менее 15 лет.

На модернизации освещения в подъездах можно экономить не менее 50 процентов от обычной стоимости.

Перспективы на 10 лет

В ЮАО реализовали пилотный проект: с 2018 года здесь заключили более 450 энергосервисных договоров по тепловой энергии. Программа действует во всех округах. В ТиНАО из-за большого количества частных домов и Зеленограде из-за технических особенностей системы теплоснабжения энергосервис развивается менее динамично.

Энергосберегающее оборудование можно установить как в многоподъездных, так и в небольших домах, время постройки здания тоже не важно. Это может быть дом как 1960-х, так и 2000-х годов, имеющий элеваторные узлы — важный элемент системы отопления, позволяющий снизить температуру поступающего с ТЭЦ теплоносителя до оптимального уровня. Проект не актуален для новостроек и зданий, построенных по программе реновации, в которых уже устанавливается энергоэффективное оборудование.

«В Москве порядка 34 тысяч многоквартирных домов. Пока энергосервисные договоры охватывают чуть более восьми процентов от них. Конечно, по техническим причинам не в каждом доме можно установить энергоэффективное оборудование. Я полагаю, что примерно в 20–25 процентах домов можно выполнить мероприятия по энергосбережению», — говорит Владимир Титов.

Для продвижения идей энергосбережения на сайте ГКУ «Энергетика» или на отдельном портале появится раздел, в котором каждый житель дома, заключивший энергосервисный договор, сможет увидеть копию этого договора, акты достижения экономии и прочие документы, рассказывающие о динамике достижения экономии.

«Мы хотим сделать систему открытой, понятной, чтобы все жильцы могли увидеть все данные онлайн. Я думаю, что до 2025 года программу по энергосервису в многоквартирных домах возможно выполнить, если нам удастся реализовать все намеченные планы. Также у нас есть более 11 тысяч зданий бюджетной сферы. По предварительной оценке, порядка половины из них могут перейти на энергосберегающие технологии. Это реально сделать до 2030 года», — заключает Владимир Титов.

Когда включают и отключают отопление в МосквеКак начисляется плата за ЖКУ

Новости Москвы 11 октября 2020
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#