20 октября 2020
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Сергей Собянин: Искусственный интеллект становится стандартом работы московских поликлиник

Новая система анализирует жалобы пациента и предлагает три предварительных диагноза, перечень анализов для их подтверждения и список специалистов, консультации которых необходимы для лечения.

У врачей взрослых поликлиник Москвы появился цифровой помощник, позволяющий точнее ставить предварительные диагнозы, рассказал Сергей Собянин во время посещения городской поликлиники № 68 на Малой Якиманке (дом 22, строение 1).

Работа над ключевыми проектами в сфере цифровизации здравоохранения не прекращается даже в период пандемии. Уже несколько месяцев для выявления коронавирусной пневмонии на КТ-снимках используются компьютерное зрение и искусственный интеллект, а медики могут вводить данные в электронную карту с помощью голоса.

По словам Сергея Собянина, Москва выходит на новый этап информатизации медицинской системы. До этого город создал цифровую базу — Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС), которая охватывает решение практически всех задач в рамках медицинской системы: от записи к врачу до административных вопросов.

«На следующем этапе была создана электронная цифровая карта пациента, и сегодня карты практически 100 процентов пациентов стали электронными. На третьем этапе были оцифрованы результаты лабораторных исследований плюс КТ и МРТ-снимки и тоже загружены в электронную медицинскую карту. Параллельно созданы центры по анализу этих данных, в частности рентгенологический центр обработки данных с применением искусственного интеллекта. Этот центр, по сути дела, является референт-центром всей медицинской системы», — рассказал Мэр Москвы.

Он добавил, что сегодня Москва стоит на пороге революционного решения, которое было подготовлено большой командой врачей, консультантов и экспертов. «Сбер создал систему искусственного интеллекта, подсказок врачебных решений. Теперь надо объединить огромные массивы знаний, которые есть у нас, — цифровые потоки, протоколы, назначения — и обучать эту машину, совместив эти технологии. И конечно, я уверен, это даст колоссальный эффект — повысится качество диагностики, точность окончательного диагноза, уровень лечения и дальнейшего сопровождения пациента», — отметил Сергей Собянин. Он подчеркнул, что в основе новой системы будут лежать не чьи-то субъективные мнения, а мнения лучших врачей и экспертов страны.

Реализация проекта системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) началась 1 июня 2019 года. А с октября 2020 года инструмент постановки предварительного диагноза внедрен во всех 45 взрослых поликлиниках Москвы. Партнером проекта выступило ПАО «Сбербанк», специалисты которого имеют огромный опыт работы в сфере анализа больших данных и искусственного интеллекта.

«Новые технологии открывают принципиально новые возможности и в такой важнейшей сфере, как медицина. И Москва является абсолютным лидером в части цифровизации, в том числе здравоохранения. И то, что мы видим сегодня, — это результат, конечно, огромного труда, который был проделан до этого», — отметил президент ПАО «Сбербанк» Герман Греф.

Система представляет собой набор цифровых инструментов, помогающих врачу в принятии врачебных решений на всех этапах ведения пациента — сбора жалоб, постановки предварительного диагноза, выбора диагностических процедур, лекарственной терапии, схемы лечения и других.

Технологической основой СППВР стала Единая медицинская информационная аналитическая система, а цифровые инструменты создавались в соответствии с клиническими протоколами по заболеваниям, разработанными специалистами Департамента здравоохранения Москвы совместно с федеральными экспертами.

Сегодня подготовлено уже 87 протоколов по наиболее часто встречающимся заболеваниям. Система помогает поставить предварительный диагноз, предлагает список исследований, необходимых для его подтверждения, а также перечень врачей, консультации которых понадобятся пациенту. Также врач получает доступ к анкете, заранее заполненной пациентом.

«Технологии искусственного интеллекта базируются на большом количестве данных. И мы говорим часто, что искусственный интеллект — это вишенка на торте. Только чтобы эту вишенку положить, нужно сначала испечь торт. Вот в Москве этот торт если еще не испечен до конца, то находится на очень высокой стадии готовности», — добавил Герман Греф.

Постановка предварительного диагноза

После осмотра пациента врач заносит в электронную медицинскую карту информацию об имеющихся жалобах и симптомах заболевания (например, боль в позвоночнике, высокая температура и другие). Эти данные обрабатываются искусственным интеллектом в режиме онлайн, по итогам система предлагает врачу три наиболее вероятных предварительных диагноза из 265 стандартных групп. Получив предложение цифрового помощника, врач может выбрать один из предложенных ему предварительных диагнозов либо поставить собственный.

Тестирование пилотной модели системы было завершено в середине 2020 года, а с октября она внедрена на постоянной основе. Использование этого инструмента позволит повысить точность диагностики и сократить количество неточно поставленных диагнозов. Благодаря встроенным в систему механизмам самообучения инструмент постановки предварительных диагнозов будет постоянно совершенствоваться.

Ориентировочно через год он может быть предложен регионам.

По словам президента Сбербанка, до конца 2021 года в систему планируется ввести описания нескольких десятков самых распространенных болезней, которые можно было бы лечить, используя новую технологию, которая ставит диагноз с точностью более 90 процентов. «Это критически важно в первую очередь даже не столько для Москвы, где большое количество квалифицированных врачей, специалистов. Эти наработки могут быть использованы для всей страны. В особенности в отдаленных городках, где можно будет получить помощь при принятии решений, основанную на мнении самых квалифицированных врачей», — добавил Герман Греф.

Новая система будет востребована и обеспечит преемственность между разными уровнями оказания медицинской помощи. «Кроме того, она будет заключать в себе еще и обучающий функционал для людей, которые только окончили вузы, для людей, которые находятся действительно в отдаленных местах и им сложно обратиться к старшим товарищам за помощью», — считает Марьяна Лысенко, главный врач городской клинической больницы № 52, председатель рабочей группы по разработке и внедрению системы поддержки принятия врачебных решений.

Диагностика для подтверждения диагноза

После постановки предварительного диагноза СППВР предлагает врачу пакетные назначения — стандартный перечень инструментальных и лабораторных исследований, а также консультаций профильных специалистов, необходимых пациенту. Функционал дополнительных назначений включает критерии, которые видны врачу во время работы, — они покажут, в каком случае рекомендуется провести дополнительное исследование.

Вместе с назначениями пациент получает памятку о правилах подготовки к исследованиям. А в дальнейшем система проконтролирует, чтобы исследования были проведены в установленный срок.

Как и в случае с постановкой предварительного диагноза, использование инструмента пакетных назначений не ограничивает права врача — по своему усмотрению доктор может как расширить перечень, так и убрать из него ненужные, на его взгляд, исследования.

С сентября 2020 года система предлагает врачам 54 пакетных назначения для первичной диагностики заболеваний, которые охватывают до 90 процентов причин обращений в поликлинику. Внедрение инструмента пакетных назначений позволило в 10 раз сократить среднее время назначения диагностических исследований — с двух минут 37 секунд до 15 секунд. Инструмент востребован врачами: за сентябрь с его помощью было сделано свыше 37 тысяч назначений. Большинство из них касались диагностики ОРВИ, которая по симптомам схожа с коронавирусом.

По словам Сергея Собянина, искусственный интеллект очень важен, но он всего лишь дает рекомендации врачам и никто с них ответственности за решения не снимет — в центре системы, как и прежде, остаются пациент и врач.

Анкета анамнеза жизни пациента

В настоящее время разрабатывается ряд дополнительных инструментов. Среди них анкета пациента, которая уже применяется на практике. Ее предлагается заполнить заранее в электронной медицинской карте, чтобы доктор мог использовать эти данные на приеме.

Что еще сможет система

До конца года планируют внедрить еще несколько инструментов. Например, система умного осмотра подскажет врачу, на что нужно обратить внимание в зависимости от жалоб пациента. Справочник жалоб структурирован по характеристикам (до восьми на каждую из них), которые разделены по заболеваниям на общие, основные и дополнительные. Он содержит более 600 значений, верифицированных ведущими специалистами-медиками.

Цифровой гид по совместимости лекарственных препаратов предложит врачу анализ совместимости препаратов после проведения необходимых исследований, а также сформирует памятку для пациента. Как и в случае с другими инструментами СППВР, цифровой гид не ограничивает права врача в назначении лекарственной терапии.

Система поддержки принятия врачебных решений — действующий инструмент, активно используемый в повседневной работе докторов городских поликлиник. Ее продолжат развивать и совершенствовать. Используемые в системе протоколы, справочники и алгоритмы будут постоянно пополнять наименованиями новых препаратов и методов лечения.

Искусственный интеллект в московском здравоохранении

Современное оборудование для проведения лучевой диагностики позволяет использовать инструменты искусственного интеллекта. К Единому радиологическому информационному сервису (ЕРИС) подключено более 1,2 тысячи аппаратов. Ежедневно в Москве проводят около 13,5 тысячи лучевых исследований.

Эксперимент по использованию технологий искусственного интеллекта для анализа медицинских изображений начался в столице в феврале этого года. С помощью искусственного интеллекта проанализировано более 800 тысяч исследований по четырем направлениям — выявлению признаков COVID-19, выявлению рака легкого, исследованию патологий легких и выявлению рака молочных желез.

В отделениях лучевой диагностики московских поликлиник внедрили технологию голосового ввода заключений. С октября 2019 года с ее помощью подготовлено более 25 тысяч протоколов рентгенологических исследований. Пилотный проект признали успешным — его активно внедряют в поликлиниках города. Использование современного оборудования и технологий искусственного интеллекта становится стандартом работы московских поликлиник.

«За год эти технологии из экспериментальных стали действующими практически во всех клиниках города Москвы, — сказал Герман Греф. — Была проделана огромная работа с врачами, с сотрудниками Мэрии для того, чтобы из эксперимента сделать работающую технологию».

Он поблагодарил медиков, которые создавали программу в нерабочее время, несмотря на усталость и загруженность из-за пандемии. «Я думаю, что у Москвы есть хороший шанс стать одним из самых продвинутых городов в мире с точки зрения использования технологий искусственного интеллекта в здравоохранении», — добавил президент Сбербанка.

КТ-центр в поликлинике № 68

Амбулаторные КТ-центры для оперативной диагностики коронавирусной пневмонии открыли в апреле 2020 года. Попасть в КТ-центр пациент может по направлению врача поликлиники или телемедицинского центра столичного Департамента здравоохранения. Также пациента может доставить в КТ-центр бригада скорой помощи. По результатам проведенной томографии легких и других исследований врачи КТ-центров принимают решение о госпитализации пациента либо о его лечении на дому — с выдачей необходимых лекарств.

Весной — в начале лета в городе работало 48 КТ-центров, затем — в связи со снижением заболеваемости — их количество сократили до 11. За время работы в амбулаторных КТ-центрах проведено около 270 тысяч исследований.

В настоящее время в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации число КТ-центров увеличили — сейчас в городе работает 22 таких центра. При этом в отличие от весеннего периода после возобновления их работы большинство поликлиник продолжают работать в обычном режиме. Прием плановых пациентов стал возможен благодаря организации в поликлиниках, имеющих несколько входов и лифтовых групп, раздельной маршрутизации пациентов в «чистых» и «грязных» зонах.

КТ-центр в головном здании городской поликлиники № 68 на улице Малая Якиманка работал с 11 апреля по 29 июня. За это время специалисты провели 2864 исследования органов грудной клетки. Признаки коронавирусной пневмонии выявили у 62,1 процента из числа пациентов, прошедших исследование, — у 1778 человек.

КТ-центр в поликлинике № 68 возобновил работу 20 октября. Для разделения потоков пациентов в здании создали фильтр-бокс и установили дополнительные двери. Проходя в поликлинику, пациенты с подозрением на пневмонию поднимаются на отдельном лифте на шестой этаж, где расположен КТ-центр, не пересекаясь с другими людьми.

На остальных этажах поликлиники ведется плановый прием, продолжают работу кабинет МРТ и эндоскопический блок.

Помимо КТ-центра, в городской поликлинике № 68 работает исследовательский центр вакцины от COVID-19. Врачи провели вакцинацию уже свыше тысячи добровольцев. Все они находятся под наблюдением медиков.

Сергей Собянин добавил, что часть поликлиник сегодня переключается на работу с пациентами с COVID-19. Он поблагодарил врачей, которые остаются на передовой в борьбе с коронавирусной инфекцией, а также всех, кто работает в обычных клиниках. «Направляя большое количество врачей на борьбу с пандемией, мы увеличиваем нагрузку на тех медиков, которые продолжают оказывать плановую и экстренную помощь. И они тоже находятся в зоне риска», — подчеркнул Мэр Москвы.

Новости Москвы 20 октября 2020
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#