12 февраля 2021
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Как работает система отопления Москвы в сильные морозы

О надежности инфраструктуры и совместной работе с синоптиками рассказали специалисты МОЭК.

Легкая европейская зима, которая наблюдалась в столице в последние годы, почти заставила москвичей позабыть о крепких морозах. Однако в этом январе и феврале столбики термометров ночью опускались ниже 27 градусов. Как даже в самые сильные морозы сохраняют тепло в домах Москвы.

Полная автономность

На насосно-перекачивающей станции (НПС) «Бирюлево-Борисовская» в обычный рабочий день никого не застать. Картинка подошла бы для фильма про будущее: пункт полностью автоматизирован и работает в дистанционном режиме. Мониторинг и управление, контроль гидравлических и электрических параметров — все осуществляется из диспетчерского пункта. Насосная станция обслуживает районы Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное и Зябликово — всего около 400 тысяч жителей и 784 объекта, в том числе 61 школа, 51 детский сад и 10 больниц.

Можно сказать, что НПС — это маленькие сердца, которые вместо крови гоняют по городским артериям-магистралям кипяток. Специалисты называют его теплоносителем. Задача станции заключается в том, чтобы вернуть остывшую воду, отдавшую свое тепло батареям, обратно на ТЭЦ, где она снова нагревается. Таких насосных станций в Москве 24, и в зимние морозы в магистральных сетях городской системы теплоснабжения циркулирует порядка 300–330 тысяч кубометров теплоносителя в час.

Повышать температуру воды в трубе резко нельзя, иначе она может повредиться из-за тепловой деформации. Чтобы заранее планировать режим, специалисты работают в тесном контакте с синоптиками. Те каждые сутки присылают краткосрочные и среднесрочные прогнозы погоды — на один и три — четыре дня.

Руководитель службы насосно-перекачивающих станций Андрей Востросаблин работает в ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) уже более 10 лет. Он подчеркивает, что в сильные морозы организация всегда находится в режиме повышенной готовности.

«Чтобы пройти сложный период понижения температуры, который сейчас наблюдается, мы выводим на дежурство дополнительные бригады. Это сокращает время реакции на нештатные ситуации, позволяет принять дополнительные меры и обеспечить нормальную работу. Когда мы готовим оборудование летом, мы всегда рассчитываем на самые тяжелые условия. Поэтому можно сказать, что для нас любой режим работы — штатный», — рассказывает Андрей Востросаблин.

Несмотря на то что «Бирюлево-Борисовская» готова к любым ситуациям, вероятность чрезвычайного происшествия крайне мала. В 2019 году насосная станция прошла масштабную реконструкцию. Здесь заменили все тепломеханические компоненты: насосы, трубопроводы и датчики. В 2020-м полностью обновили электрическое оборудование.

Самое главное, что системы НПС продублированы на случай аварии. Если насос выйдет из строя, то в работу тут же включится еще один. На станции их шесть, сейчас в работе три — то есть всегда будет устройство для замещения неисправного.

Погода в доме

Объекты, которые непосредственно отвечают за обогрев жителей Москвы, — это центральные тепловые пункты (ЦТП). Несмотря на то что пункт на улице Бехтерева тепловой, в нем непривычно холодно. Труба, по которой сюда приходит горячая вода с ТЭЦ, и все оборудование полностью изолированы, как раз чтобы избежать тепловых потерь. Кстати, вода, которая находится в системе, не простая, а химически очищенная — так предотвращается появление отложений на трубопроводах и запорной арматуре. Специалисты говорят, что ее даже можно пить, правда, делать это не рекомендуется.

Температура теплоносителя, приходящего с ТЭЦ, в морозы может достигать 130 градусов. Однако в квартиры его не подают: он нужен, чтобы нагреть воду, циркулирующую между ЦТП и жилым домом. Это происходит с помощью специальных теплообменников, в которых между тонкими пластинами поочередно прогоняются магистральный и внутридомовой теплоносители, при этом не смешиваясь друг с другом.

На тепловом пункте задается температура теплоносителя, поступающего в батареи соседних домов. Для этого установлен специальный клапан, который по сигналу погодного датчика открывается или закрывается, увеличивая или уменьшая подачу магистрального теплоносителя для нагрева воды в квартирных радиаторах. По этому же принципу нагревается и горячая вода — например, вечером все жители возвращаются с работы и растет расход горячей воды.

Олег Бондарев, главный инженер филиала № 6 ПАО «МОЭК, отмечает, что основной показатель, за которым следят специалисты, — это не температура батареи, а температура воздуха в квартире у москвичей.

«По санитарно-эпидемиологическим правилам температура в квартирах должна держаться в диапазоне от 18 до 24 градусов. Например, сейчас температура теплоносителя, который поступает в дом, находится в районе 74 градусов. Обычно обогрев начинается с верхних этажей, и по мере снижения от этажа к этажу температура падает. Это компенсируется увеличением количества секций радиаторов», — объясняет главный инженер.

Центральный тепловой пункт на улице Бехтерева обслуживает шесть объектов: пять жилых домов и один магазин. Всего таких пунктов в городе более 20 тысяч.

Предсказать и предотвратить

Обслуживание бытовых нужд москвичей МОЭК сочетается с внедрением передовых технологий: на сегодня более 5700 тепловых пунктов оборудованы системой онлайн-диспетчеризации.

В ЦТП на улице Бехтерева тоже установлено около 10 датчиков. Они в режиме реального времени каждый час отправляют в диспетчерскую данные по расходу воды, уровню температуры и давления. Далее в работу включается специальная система, которая знает нормальные значения и исходя из этого анализирует полученные показания.

Руководитель службы по связям с общественностью и средствами массовой информации ПАО «МОЭК» Дмитрий Филатов гордится, что умная программа написана разработчиками его компании, и рассказывает, что она помогает экономить бюджет и заботиться о безопасности москвичей.

«Отклонения от стандартных показателей позволяют спрогнозировать технологическое нарушение, которое еще не случилось. Изменение температуры на один-два градуса, рост расхода воды, увеличение циркуляции — система все это замечает. Она понимает, что где-то на участке разводящей теплосети, возможно, есть утечка, которую мы не видим, и она еще не превратилась в большое повреждение. Если раньше надо было дождаться, пока житель потрогает батарею и позвонит в ЖЭК, то теперь мы видим по приборам, что можно предотвратить будущие осложнения. Проще поменять деталь стоимостью тысяча рублей или провести работы на земле за 100 тысяч рублей, не дожидаясь, пока это превратится в чрезвычайную ситуацию, которая окажется гораздо более дорогой и трудоемкой в устранении и приведет к перебоям в поставке тепла горожанам», — отмечает представитель компании.

По словам Дмитрия Филатова, сейчас система выявляет около 20–25 потенциально опасных случаев каждый месяц и помогает не допустить их возникновения. А объем тепла, который контролирует система в онлайн-режиме, равен совместному потреблению Красноярска и Новосибирска.

Новости Москвы 12 февраля 2021
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#