18 июня 2018
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Facebook Twitter Скопировать ссылку
Скопировано!

Телефонистки и символ богатой жизни: как менялся городской телефон

Символ богатой жизни, стратегическое средство связи, пережиток прошлого? Стационарный телефон за свою историю не только не раз менял свою форму, но и кардинально — назначение. Как он появился и зачем используется сейчас — читайте в нашем тексте.

А у вас есть домашний, он же стационарный, телефон? Наверняка имеется, но пользуетесь вы им не очень часто. А ведь еще совсем недавно, лет пятнадцать назад, наличие в квартире телефона значительно увеличивало ее стоимость при продаже или аренде. Читатели постарше не дадут нам соврать. Сегодня изобретение американца Александра Белла, в свое время радикально изменившее жизнь людей во всем мире, активно вытесняется из нашей жизни более современными технологиями — интернетом и мобильной связью в первую очередь. Но актуальным стационарный телефон быть не перестает: стоит только на несколько часов отключиться электричеству, и вы точно вспомните о нем. Ниже расскажем, как телефон захватывал Москву.

Первая городская телефонная станция в столице была открыта 13 июля 1882 года. Располагалась она в доме 6 на Кузнецком Мосту. Всего через шесть лет после того, как новый способ связи был изобретен! За этот недолгий срок первоначальный аппарат Белла был заметно усовершенствован, причем качество связи и дальность передачи информации сумел улучшить сам знаменитый Томас Эдисон.

Телефон в те времена выглядел как железный ящик с рычагом и одной или двумя трубками. К нему прилагалась сигнальная доска, звонившая, стоило телефонистке вызвать абонента. Весил такой комплект больше восьми килограммов! Чтобы воспользоваться телефоном, нужно было снять трубку, покрутить рычаг, который давал электроток и «сообщал» телефонистке, что надо начинать разговор. Все мы видели в кино этот кажущийся сегодня немного комичным процесс с непременным восклицанием: «Барышня! Мне такой-то номер». Кстати, услуги телефонисток были востребованы вплоть до 1930-х годов, когда началось активное строительство автоматических телефонных станций.

В 1882 году в Москве пользовались трехзначной нумерацией, при этом первых абонентов было всего 26. За 10 последующих лет сеть разрослась до 1892 номеров. Нумерация стала четырехзначной. Владеть телефоном было очень дорого — примерно как первыми мобильными в 1990-е годы. Оплата за месяц пользования составляла 250 рублей, при этом месячная зарплата, например, учителя была 25 рублей, фельдшера — 55. За стоимость установки телефона можно было купить двух отличных лошадей. Тарифы снизились только к началу XX века, когда тендер на развитие телефонных сетей столицы выиграли скандинавские бизнесмены.

Снижение расценок, конечно же, очень повлияло на популярность нового способа связи: если в 1901 году в Москве было меньше трех тысяч абонентов, то уже к 1914 году — уже больше 44 тысяч!

Именно в 1914 году Русско-датско-шведское акционерное общество построило центральную телефонную станцию по адресу: Милютинский переулок, дом 5. Долгое время эта станция считалась крупнейшей в Европе. Удивительно, но в этом здании, построенном в строгом монументальном стиле по проекту архитектора Классона, и сегодня находится телефонный узел.

После революции телефон был признан стратегически важным способом связи. Количество абонентов росло, строились первые автоматические АТС. В 1935-м была завершена телефонизация всех линий метро. К 1941 году в городе было установлено 2775 телефонов-автоматов, позвонить домой, на работу или по деловому вопросу мог любой москвич. После войны развитие продолжилось: в 1953-м Мосгорисполком запретил прием в эксплуатацию новых домов без наличия телефонных вводов, и теперь в каждой новостройке была возможность устанавливать домашние телефоны, хотя, конечно, количество абонентских точек и было жестко ограничено.

На привычную семизначную нумерацию телефонов Москва перешла в 1968 году.

В 1985-м в одной из московских квартир установлен трехмиллионный телефонный аппарат, а началу 1990-х телефонизация охватила большинство московских семей: на каждые 100 московских семей приходилось 97,7 телефона.

Месячная абонентская плата за телефон в советское время составляла два рубля 50 копеек, для оплаты нужно было заполнить квитанцию и сходить на почту. Междугородний звонок стоил уже 15 копеек за минуту, за каждый из них приходила отдельная квитанция, которые иногда терялись.

Сегодня оплатить стационарный телефон намного проще, и делается это всего в несколько кликов. В разделе «Услуги» портала mos.ru нужно выбрать подраздел «Жилье, ЖКУ, двор», а затем — вкладку «Проверка и пополнение баланса домашнего телефона». Только в этом году москвичи воспользовались онлайн-услугой более 230 тысяч раз.

Большинство госуслуг москвичи могут получить в электронном виде: от записи ребенка в первый класс, прикрепления к поликлинике и оплаты коммунальных услуг до получения разрешения на строительство, лицензирования фармацевтической деятельности и выдачи удостоверений водителям самоходной техники.  Самыми популярными в 2017 году оказались сервисы «Электронный дневник», «Запись на прием к врачу», «Поиск и оплата штрафов ГИБДД», «Прием показаний приборов учета воды» и «Запись в детский сад».

Новости Москвы 18 июня 2018
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Facebook Twitter Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Проект памяти
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Проект памяти
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
8 800 700 71 04
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2021.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#