Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Одна из основных целей комплексной модернизации завода — достижение лучших стандартов эффективного производства и экологической безопасности.
На Московском нефтеперерабатывающем заводе ввели в эксплуатацию новый высокотехнологичный комплекс переработки нефти «Евро+». Соответствующую команду дал Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции. В церемонии открытия комплекса приняли участие Мэр Москвы Сергей Собянин, Министр энергетики России Александр Новак и председатель правления компании «Газпром нефть» Александр Дюков.
«За счет использования российских технологий, оборудования создан по-настоящему современный и промышленный объект с высоким уровнем автоматизации, насыщенный цифровыми технологиями и решениями. Благодаря новому комплексу существенно повысится эффективность переработки нефти на Московском НПЗ, увеличится выпуск бензина, дизельного топлива, авиакеросина. И это все, безусловно, позволит более гибко реагировать на запросы рынка. А главное — стабильно, бесперебойно поставлять топливо на АЗС и в аэропорты столичного региона», — сказал Владимир Путин.
Президент напомнил, что работа по комплексному обновлению завода будет продолжена. По его словам, важнейшая задача и для Правительства, и для регионов — создать условия для того, чтобы такие индустриальные проекты активнее продвигались по всей стране: «Были интересны и выгодны и бизнесу, и инвесторам и вели к созданию квалифицированных хорошо оплачиваемых рабочих мест для инженеров, рабочих, других специалистов. И в этой связи речь должна, безусловно, идти о глубокой модернизации и наращивании мощностей всей нашей промышленной базы».
В свою очередь Сергей Собянин отметил, что завод играет огромную роль в поставке топлива на московский рынок. И оттого, как качественно готовится продукт (бензин, дизельное топливо), во многом зависит жизнедеятельность большого города.
Мэр Москвы поздравил всех присутствующих с окончанием реконструкции второго этапа завода, а также оценил улучшение экологической ситуации в районе в четыре раза.
«Для таких городов, как Москва, экологический вопрос — один из самых главных. Все жители убеждены: чем больше город, тем больше экологических проблем. Так оно и было до какого-то времени. Начиная с 2010 года мы каждый год видим улучшение экологической ситуации», — добавил он.
Комплексная модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода началась в 2010 году, когда он вошел в состав холдинга «Газпром нефть». Она продлится до 2025 года. Ее основная цель — достижение лучших стандартов эффективного производства и экологической безопасности. Фактически на месте завода строится современное производство. Из эксплуатации последовательно выводятся устаревшие производственные объекты и запускаются новые промышленные комплексы.
«Одним из ключевых проблемных предприятий города всегда был НПЗ, рядом с которым проживают 800 тысяч человек. Когда мы первый раз с Александром Валерьевичем (Дюковым. — Прим. mos.ru) сюда пришли, это было нечто: отстойники, к которым просто подойти невозможно, загрязненная почва, сбросы в Москву-реку, которые давали серьезные загрязнения, ну и, конечно, запахи в атмосфере. Все это вело к экологической катастрофе. Тогда мы в 2010 году договорились о реконструкции завода. И все эти годы последовательно эта программа выполнялась», — рассказал Сергей Собянин.
Одним из важных проектов обновления завода стало строительство высокотехнологичного комплекса переработки нефти «Евро+».
Благодаря его компактности и энергоэффективности удалось отказаться от пяти морально устаревших установок (так называемое малое технологическое кольцо), построенных еще в 1960-х годах. По словам председателя правления ПАО «Газпром нефть» Александра Дюкова, это значительно снизит нагрузку на окружающую среду.
Работы велись внутри действующего предприятия и заняли более трех лет. Это минимальные сроки для проектов такого уровня сложности. Всего на стройплощадке работало до пяти тысяч человек.
Был выполнен большой объем строительных работ, использовано 45 тысяч кубических метров бетона (столько же потребовалось в своем время для строительства главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова), 25 тысяч тонн металлоконструкций (хватило бы для строительства трех Эйфелевых башен), две тысячи километров электрических кабелей для систем управления (больше расстояния от Москвы до Екатеринбурга).
В строительстве комплекса участвовали ведущие отечественные машиностроительные предприятия. 715 единиц крупногабаритного оборудования для Московского НПЗ доставили из 15 регионов России с помощью водного, автомобильного и воздушного транспорта.
«Московский нефтеперерабатывающий завод сегодня является флагманом. Это одно из старейших предприятий Российской Федерации по переработке нефти. Объем переработки составляет около 11 миллионов тонн. Выпускается около 30 видов высокоэкологичных классов нефтепродуктов, бензинов, дизельного топлива, авиакеросина», — подчеркнул Министр энергетики России Александр Новак.
При проектировании и строительстве комплекса «Евро+» использовали передовые решения по организации первичных и вторичных процессов нефтепереработки.
Так, увеличили уровень экологической безопасности за счет двойной защиты трубопроводов и систем. Кроме того, обеспечен высокий уровень автоматизации и цифровизации всех процессов, включая максимально эффективное и безопасное удаленное управление комплексом.
Работа комплекса контролируется в режиме реального времени. Для этого создана единая цифровая 3D-модель «Евро+», с помощью которой доступ к инженерным данным можно получить за несколько секунд. Всего установлено 15 тысяч датчиков и контрольно-измерительных приборов.
Комплекс «Евро+» включает в себя следующие секции:
— первичная переработка нефти;
— производство компонентов высокооктанового бензина, летних и зимних сортов дизельного топлива, сжиженных газов;
— обеспечение непрерывной работы производственных секций комплекса;
— вспомогательные системы — энергообеспечение и водоснабжение всего комплекса;
— безопасная система утилизации газов закрытого типа, что обеспечивает существенное снижение вредного воздействия на атмосферу.
По сути, в стране появился единый комплекс нефтепереработки полного цикла — от подготовки сырой нефти до производства автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина.
Запуск «Евро+» позволит Московскому НПЗ сократить на 11 процентов воздействие на атмосферный воздух с каждой тонны переработанной нефти и таким образом уменьшить нагрузку на окружающую среду.
При этом заметно возрастет объем производства. Так, бензина станет больше на 15 процентов (завод начнет производство бензина G-Drive 100), дизельного топлива (в том числе зимних сортов) — на 40 процентов. Завод сможет увеличить выпуск авиационного керосина. Годовой объем переработки нефти Московского НПЗ будет достигать 12 миллионов тонн, половину которого обеспечит новый комплекс «Евро+».
«На данный момент можно уверено сказать, что Московский НПЗ уже на 80 процентов новый завод», — отметил Александр Дюков.
Московский НПЗ является одним из лидеров отечественной нефтехимии по производству высокооктановых бензинов и дизельного топлива, включая авиационный керосин.
Доля продукции предприятия на топливном рынке Москвы составляет более 40 процентов. Завод в Капотне играет важную роль в экономике города, являясь крупнейшим налогоплательщиком среди промышленных предприятий Москвы. Здесь работают 2,2 тысячи человек.
Обновление завода позволит достичь несколько задач, среди которых:
— сокращение воздействия на водные объекты (Москву-реку);
— уменьшение выбросов в атмосферу;
— повышение экологического класса автомобильного топлива и, соответственно, снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую природную среду;
— рекультивация территории завода;
— создание системы экологического контроля и мониторинга;
— увеличение глубины переработки нефти.
Общий объем инвестиций «Газпром нефти» в обновление мощностей предприятия превысит 350 миллиардов рублей.
По словам Александра Новака, компания вложила в модернизацию завода уже более 200 миллиардов рублей: «Еще будет один этап реконструкции — на 160 миллиардов рублей, поэтому, конечно, для нашей нефтеперерабатывающей отрасли это знаковое событие. И знаковое событие для всех жителей Москвы, России, потому что будут производиться самые высокоэкологичные классы бензина, дизельного топлива, авиационного керосина. Это полностью соответствует тем задачам, которые стоят перед нашей отраслью».
С 2010 по 2020 год заводу удалось реализовать первые два этапа модернизации, в результате которых предприятие в четыре раза сократило нагрузку на окружающую среду.
Принятые меры позволили улучшить условия проживания жителей таких районов, как Капотня, Марьино, Люблино, Братеево, подмосковных городов Дзержинский, Котельники, Люберцы и других населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от завода.
«Сбросы в Москву-реку прекратились, все очистные сооружения закрыты, причем по самой высокой технологии все сделано. Выбросы сероводорода уменьшились на 98 процентов, остальные вредные выбросы в целом сократились в разы», — добавил Сергей Собянин.
В 2017 году заработали уникальные биологические очистные сооружения закрытого типа «Биосфера». Прежние открытые очистные сооружения предприятия полностью убрали.
Российские разработки и инженерные решения, примененные в «Биосфере», обеспечивают полное — до 99,9 процента — удаление загрязнений из заводских стоков.
Благодаря новым очистным сооружениям Московский НПЗ возвращает обратно в производственный цикл до 75 процентов используемой воды. Соответственно, забор воды из Москвы-реки уменьшился в два с половиной раза.
При этом завод не осуществляет прямых сбросов в реку. Пройдя через «Биосферу», отработанная вода по трубам направляется на очистные сооружения Мосводоканала и только затем — после еще одного цикла очистки — попадает в Москву-реку.
«Биосфера» получила ряд правительственных и отраслевых наград, вошла в число ключевых проектов Года экологии в России и стала примером не только для предприятий нефтехимии, но и для пищевой промышленности. Чтобы познакомиться с технологиями очистки воды, Московский НПЗ посещали производители сыра и питьевой воды.
Еще в 2013 году на заводе ликвидировали исторически накопленные нефтесодержащие отходы производства — более 180 тысяч тонн. Было освобождено около 15 гектаров территории предприятия.
Московский НПЗ построил и модернизировал установки гидроочистки бензина каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты, а также провел реконструкцию установки гидроочистки дизельного топлива.
Реализация этих проектов позволила предприятию уже в 2013 году, на два с половиной года раньше запланированного срока, перейти на производство моторного топлива экологического класса «Евро-5», при использовании которого двигатели автомобилей выбрасывают в пять раз меньше соединений серы по сравнению с «Евро-4».
В 2019 году был построен автоматизированный терминал отгрузки топлива. Он включает в себя 12 постов и может одновременно отгружать в автоцистерны бензин, дизельное и авиационное топливо. Благодаря современным технологиям время отгрузки в автоцистерны было сокращено в четыре раза, а цифровая система контролирует нужный объем топлива с точностью до 100 миллилитров.
За экологическую безопасность отгрузки отвечают специальные герметизирующие системы, которые полностью исключают попадание испарений от нефтепродуктов в окружающую среду.
Следующий этап модернизации, который продлится до 2025 года, посвятят решению задачи повышения глубины переработки нефти и, соответственно, полного отказа от производства мазута. Прекращение производства наименее экологичного топлива позволит увеличить выпуск высококачественных светлых нефтепродуктов — керосина и дизельного топлива.
На Московском НПЗ создана комплексная система мониторинга состояния воздуха, воды и геологической среды как на самом предприятии, так и в его окрестностях.
Автоматизированными системами локального экологического мониторинга промышленных выбросов оснащены восемь дымовых труб. Информация с датчиков в режиме реального времени передается на сервер Московской службы государственного экологического мониторинга.
Два раза в сутки в пяти точках промышленной зоны и в шести точках санитарно-защитной зоны завода берутся пробы воздуха. В 95 точках — пробы воды, из 36 скважин — пробы геологической среды. Все они анализируются в заводской лаборатории.
Данные о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния завода демонстрируются на официальном сайте предприятия и экоинформере — специальном светодиодном экране, размещенном у границы предприятия.
«Газпром нефть» первой среди всех российских нефтяных компаний устанавливает на своих заводах передовые цифровые системы мониторинга воздуха. Этот опыт поможет в формировании стандартов промышленного мониторинга.
С 2018 года Московский нефтеперерабатывающий завод является пилотной площадкой по внедрению в промышленность автоматизированных систем мониторинга воздуха. Результаты пилотных испытаний станут основой для разработки единых федеральных требований к техническим решениям и методикам проектирования отраслевых систем мониторинга атмосферного воздуха.
Одновременно с модернизацией завода город в 2019 году провел комплексное благоустройство Капотни, в результате чего была создана качественная городская среда для повседневной жизни и отдыха более 33 тысяч жителей района.
Так, привели в порядок берег Москвы-реки. Там появились парковая зона и прогулочная набережная. Была расширена проезжая часть улицы Капотни с двух до четырех полос движения в обоих направлениях, а также благоустроены центральные улицы района — 1-й Капотнинский проезд и Проектируемый проезд № 5217, дворовые территории.
Специалисты обустроили 72 детские и спортивные площадки, а также четыре площадки для выгула и дрессировки собак. Кроме того, заменили остановочные павильоны общественного транспорта, улучшили уличное и дворовое освещение, высадили почти 36 тысяч деревьев и кустарников, в том числе крупномеры вдоль МКАД.
Общая площадь благоустройства составила 276,5 гектара. Работы проводились с учетом многочисленных пожеланий местных жителей.
В развитии района активно участвует и Московский НПЗ. Ключевым проектом этого года станет завершение модернизации театрального зала Дворца культуры «Капотня».