Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Северный речной вокзал вновь стал не только транспортным объектом, но и местом, где москвичи могут отдыхать круглый год.
Северный речной вокзал и прилегающий к нему парк открылись для посетителей. Об этом сообщил Сергей Собянин во время осмотра работ по реставрации.
«С праздником! С Днем города вас! Видите, какой замечательный подарок сделали мы ко Дню города», — отметил Мэр Москвы.
Он напомнил, что здание вокзала и набережная находились в плачевном состоянии и жители часто спрашивали, когда здесь будут завершены работы.
«Искания, проектирования, обсуждения проектов реконструкции и восстановления… И около двух лет интенсивной работы дали свой результат, сегодня можно сказать, такая жемчужина города возвращена москвичам», — добавил Сергей Собянин.
Северный речной вокзал вновь стал транспортным объектом и местом, где москвичи могут отдыхать круглый год. Кроме того, вокзал-дворец можно снова использовать для киносъемок и проведения важных общегородских мероприятий. Музей в здании вокзала станет точкой притяжения всех заинтересованных историей московского транспорта. Речная навигация в московской акватории теперь будет открываться и закрываться на Северном речном вокзале. Проект реставрации разработан по заказу Правительства Москвы.
Здание Северного речного вокзала — уникальный памятник архитектуры 1930-х годов. Во время его реставрации удалось сохранить большинство оригинальных элементов и деталей интерьера, утраченные части были восстановлены.
Капитально отремонтировали все 17 причалов вокзала. Во время работ специалисты выровняли уровень дна (сейчас глубина у причалов составляет от 2,1 до 3,6 метра), расчистив его от бытового и строительного мусора. Также заменили систему отбойных устройств причаливания судов 1937 года на современную и обеспечили электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети. Это позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки, что позитивно скажется не только на экологии парка, но и на близлежащих жилых кварталах.
Чтобы пассажирам круизных судов было комфортно, зону посадки и высадки оградили, обустроили новые зоны досмотра, доступные и для маломобильных граждан. Кроме того, выделили отдельную зону для экскурсионно-прогулочных маршрутов — с седьмого по 12-й причал. Привели в порядок и диспетчерский пункт.
Теперь Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 судов в сутки. Как и в лучшие годы, пропускная способность вокзала составит свыше 1,5 миллиона пассажиров за сезон. Основные направления навигации — Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострома, Самара, Саратов, Городец, Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев. Москва вновь может называться портом пяти морей.
Для посадки и высадки пассажиров к зданию вокзала могут подъехать автомобили такси, каршеринга и частный легковой транспорт. Однако для проезда к причалам необходимо будет воспользоваться специальным электротранспортом. Для обслуживания вокзала и прилегающего парка закупили 57 пассажирских электромобилей, включая детский поезд и 10 небольших электрических грузовиков тульского производства.
На вокзале можно будет отдохнуть в любое время года. Для этого в здании откроется ресторан «Волга-Волга» — на том же месте, где он располагался в советское время. Здесь гостям предложат блюда из российских продуктов. Например, можно будет попробовать костромской борщ, жареных карасей по-ростовски, волжских раков, а также птичье молоко, трубочки и печенье орешки.
На крыше будет работать смотровая площадка, откуда открывается панорамный вид на Химкинское водохранилище. Также сделан исторический зал ожидания и регулярно обновляемая выставка музея «Московский транспорт». Первая экспозиция посвящена роли вокзала в освоении Арктики (смена экспозиций планируется раз в четыре месяца). Увидят гости главный холл вокзала и офис туроператоров, историческую зону «Зал особого назначения», сувенирную лавку и книжный магазин. Здание вокзала приспособлено для маломобильных граждан.
На набережной будут работать кассы по продаже билетов на экскурсионно-прогулочные маршруты, торговый павильон с сувенирами, а также рестораны и кафе. Посетители смогут заглянуть в кафе «Дружба», в меню — хлеб, выпечка и фирменные десерты. Также откроется ресторан Kurnik, визитная карточка которого — многослойные блинные пироги, подававшиеся к царскому столу в торжественных случаях со времен Ивана Грозного.
В кафе «Юг» представят блюда аутентичной и новой кавказской кухни. В меню — ассорти кавказских сыров, восточные сладости, грузинский пури, кутабы и хачапури, лагман, плов, шашлык, узбекские манты и хинкали. Любителям морепродуктов стоит заглянуть на ярмарку морских блюд. Выбранный гостем деликатес могут сварить, приготовить во фритюре или на гриле. В лаундж-зоне набережной с живописным видом на воду откроется ресторан-пляж «Речной», здесь подадут европейские и восточные блюда, мясо на открытом огне и морепродукты.
К следующему летнему сезону в южной части набережной для посетителей откроют зону отдыха с тремя бассейнами с подогревом. В пляжной зоне поставят шезлонги и зонтики для защиты от солнца. В павильоне появятся душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зона выдачи полотенец и кассовый блок. Для самых маленьких посетителей будет теплый бассейн глубиной 0,5 метра, а в кафе — детское меню. У воды оборудуют место спасателя.
Для отдыха на набережной установлены скамейки и оригинальные сиденья в виде гальки. Для проведения культурных мероприятий создан амфитеатр на 100 человек. Одновременно по набережной протяженностью около 1,4 километра смогут прогуливаться 2,5 тысячи человек.
Главным детским аттракционом на набережной стала уменьшенная копия канала имени Москвы. Это ручей со шлюзами и подсветкой, по которому можно запускать кораблики, сделанные своими руками.
«Мы сделали копию канала имени Москвы в уменьшенном виде, чтобы можно было ознакомиться, посмотреть, как он устроен», — подчеркнул Сергей Собянин.
В парке Северного речного вокзала были воссозданы и отреставрированы исторические фонтаны и скульптуры. На большой площади перед зданием вокзала расположился новый сухой светодинамический фонтан. Обустроено 11 детских и спортивных площадок, где можно поиграть в стритбол, настольные игры, пинг-понг, волейбол и другие. Зимой можно будет покататься на коньках. В следующем сезоне в северной части парка откроют небольшой летний кинотеатр.
Вокзал находится на берегу Химкинского водохранилища по адресу: Ленинградское шоссе, владение 51. Здание было построено в 1933–1937 годах по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского одновременно с каналом имени Москвы, еще до заполнения Химкинского водохранилища.
Главная тема в архитектурно-художественном оформлении Северного речного вокзала — представление Москвы как порта пяти морей. Благодаря открытию канала имени Москвы в 1930-х годах речные суда, отправлявшиеся отсюда, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.
Здание напоминает огромный двухпалубный корабль. Его композиция строго симметрична. Центральная часть с главным входом и башней — это корпус корабля с каютами, открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон напоминают нос и корму, вереница колонн — огороженную палубу, а шпиль со звездой на башне — это мачта, на которую еще не водрузили парус. Общая площадь трехэтажного здания составляет 5,3 тысячи квадратных метров, протяженность вдоль берега — 150 метров. К причалу спускается парадная лестница.
Стены здания практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, облегченных колонн, арок придают ему прозрачность и легкость. Башню вокзала завершает 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. Согласно проекту, с началом навигации он должен был выдвигаться из башни, а по ее окончании убираться внутрь. Однако фактически механизм запускался всего несколько раз. Теперь, после реставрации, металлический шпиль будет работать так, как задумали архитекторы в 1930-е годы.
Здание вокзала — памятник архитектуры регионального значения и один из узнаваемых символов Москвы, который можно увидеть во многих отечественных кинофильмах — «Волге-Волге», «Новой Москве», «Коллегах», «Гонках по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других.
По замыслу создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. Поэтому здесь открылся первоклассный ресторан, а поблизости был разбит парк, украшенный фонтанами и скульптурой. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом речных пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 миллиона человек.
Однако с начала 1990-х речные перевозки стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году насчитывалось около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.
Сокращение перевозок стало основной причиной упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок. Здесь размещались ларьки, в непригодных для торговли помещениях были камеры хранения и склад мебели. Здание начало крениться, в нем нельзя было находиться, и в 2010 году оно было закрыто из-за аварийного состояния.
В 2017-м Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации. Работы начались в августе 2018 года.
В реставрационных работах принимали участие около 400 архитекторов-реставраторов со всей России, а на строительстве трудились около 800 рабочих. Процесс постоянно контролировали специалисты Департамента культурного наследия города Москвы.
В первую очередь были проведены неотложные противоаварийные работы. Нестабильные основания и фундамент вокзала усилили инъекционным методом. Также укрепили несущие конструкции здания — колонны, стены, перекрытия.
Затем начали воссоздавать исторический облик и планировку вокзала с максимальным сохранением оригинальных элементов памятника. Были выполнены следующие работы:
В здании вокзала заменили столярные заполнения оконных проемов и изготовили наружные двери. Также отреставрировали и воссоздали фурнитуру. Специалисты сделали и запустили систему отопления здания.
В интерьерах вокзала выполнены отделочные работы. Привели в порядок потолок и стены, а также отреставрировали декор (гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах).
Стали выглядеть, как и в 1930-х годах, башенные часы. Утраченный механизм заменили новым, который работает при помощи современных средств автоматизации. Также отреставрированы знаменитые панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик.
Во время реставрации была восстановлена звезда — главный декоративный элемент вокзала, который венчал шпиль здания на протяжении 80 лет. Ее изготовили в 1935-м на заводе имени Молотова — из каркаса нержавеющей стали с соединением точечной сваркой. Облицевали ее гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды закрепили серп и молот, выполненные из посеребренных листов меди. Для их украшения использовали аквамарины. Каждый самоцвет закрепили в отдельную ячейку-каст, покрытую золотом.
За все это время из-за коррозии деформировался слой золота, это повлекло его частичную утрату. Также была утрачена часть самоцветов и заклепок. Однако во время работ все утраты были восполнены по историческим фотографиям и чертежам. В августе этого года звезда вновь вернулась на свое историческое место.
В интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой, — больше 500 осветительных приборов, находившихся в неудовлетворительном состоянии. За 80 лет они деформировались, на стеклянных плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а электропроводка нуждалась в замене. Специалисты очистили люстры и бра от грязи, исправили деформированные металлические детали, устранили трещины и укрепили конструкции. Утраченные элементы воссоздали, а разбитые плафоны заменили новыми — они выполнены из стекла, которое было специально заказано на стекольном заводе в Пензе. А в осветительных приборах — новые патроны и электропроводка. Они обеспечат их безопасную эксплуатацию и экономию электрической энергии.
Самые сложные работы были связаны с большой люстрой, которая весит свыше 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч сломан. Но не обошлось без счастливых случайностей. Так, специалисты обнаружили в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Именно их и использовали взамен старых.
Исторические фонтаны «Север» и «Юг» украшают внутренние дворы, образованные галереями на торцах здания Северного речного вокзала. Фонтан «Север» сделан из природного камня. Его композиция посвящена Арктике: на пьедестале в виде группы мраморных белых медведей находился птичий базар — фигуры гагар и диких гусей. Над фонтаном работал скульптор Лев Кардашев.
Фонтан «Юг» — это чаша в виде капители колонны. Дельфины на мраморном пьедестале напоминают о Крыме и Черном море. «Юг» сделал скульптор Иван Ефимов.
До начала реставрации эти два фонтана находились в неудовлетворительном состоянии. Скульптуры гагар были утрачены, мраморные и гранитные элементы имели многочисленные сколы. Инженерные сети — в нерабочем состоянии.
Работы начались в ноябре прошлого года. Тогда полностью разобрали гранитную облицовку чаш фонтанов. Эти чаши по историческим слепкам отлили заново. Фонтаны удалось вернуть к первоначальному виду — после ремонта и укрепления монолитных оснований, замены внутренних коммуникаций.
Гранитную и мраморную композиции очистили от биологических поражений, сделали докомпоновку утраченных элементов, зачеканку швов. Материалам придали гидрофобные свойства. Провели работы по реставрации и воссозданию скульптур дельфинов и утраченных гагар, заменили инженерные коммуникации, установили современное фонтанное оборудование.
Команда из 60 человек — архитекторов, инженеров, технологов, геологов, гомологов, историков и других — работала над проектом реставрации шпиля и звезды, шахты шпиля и его механизма спуска-подъема, фонтанов «Север» и «Юг». На это у них ушел почти год.
Отдельным проектом стало комплексное благоустройство набережной, площади и парка Северного речного вокзала. Их общая площадь — 49 гектаров. До начала работ на территории Северного речного вокзала полностью отсутствовала ливневая канализация. В ходе проведенных работ проложили порядка 3,5 тысячи метров новой дождевой канализации, а также все необходимые инженерные коммуникации и системы.
Основная тема благоустройства — река. В художественном оформлении использовали натуральные материалы, цвета — белый, серый и бежевый. Тему дополняют сиденья в виде гальки и длинные сиденья на естественном склоне у водоемов.
Напротив здания Северного речного вокзала разместили главный развлекательный аттракцион набережной. Это почти 400-метровый ручей — копия канала имени Москвы с шлюзами и подсветкой. В южной части набережной появится зона отдыха с тремя бассейнами (с подогревом) и кафе. Для посетителей сделают душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зону выдачи полотенец, кассовый блок.
Чтобы подъехать к причалу, надо будет воспользоваться специальным электротранспортом. Приобретено 57 пассажирских электромобилей: 43 шаттла на 13 мест, 10 электрокаров повышенной комфортности на пять мест, три автомобиля для людей с ограниченными возможностями. Для детей будет работать детский электропоезд. В целях обслуживания парка закупили 10 грузовых электромобилей. Передвигаться на электромобилях смогут не только отдыхающие, но и обслуживающий персонал и сотрудники полиции.
В работах по комплексному благоустройству парка, площади и набережной было задействовано 7,5 тысячи человек и 1,5 тысячи единиц техники.
Парк Северного речного вокзала — объект культурного наследия (произведение ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства) регионального значения. Его создали в 1936–1938 годах по проекту инженера Тимофея Шафранского. В основу планировки легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, которая была характерна для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов.
Изначально в парке установили 14 скульптурных групп и фонтанов. Сейчас почти все они утрачены. Сохранилось немного — это, например, памятник-бюст академика Алексея Крылова, объект культурного наследия регионального значения. Он находится рядом со зданием Северного речного вокзала, развернут лицом к набережной. Его сделали в 1960 году по проекту скульптора Льва Кербеля и архитектора Юрия Гольцева. Также сохранилась скульптура «Водный путь» (1937), установленная у входа в парк в начале аллеи, ведущей к вокзалу. Скульптура представляет собой девушку, которая ступает навстречу посетителям парка и держит над головой модель парусника. Ее сделали по проекту скульптора Юлии Кун. Наконец, последняя сохранившаяся скульптура — «Спорт», установленная севернее здания вокзала. Изображает юношу и двух девушек, играющих в баскетбол.
Специалисты воссоздали два исторических и устроили один новый фонтан, отреставрировали историческое ограждение — фигурную ограду, выполненную по проекту архитектора Иннокентия Мельчакова. Еще здесь установили торговые павильоны в стиле 1930–1950-х годов, новые садовые диваны, фонари и урны. Сделали прогулочную галерею, высадили кустарники, разбили газоны, цветники и клумбы. Осенью высадят деревья.
В прошлом году привели в порядок парк Дружбы площадью более 47 гектаров. Он расположен напротив парка Северного речного вокзала, на другой стороне Ленинградского шоссе. Таким образом, после завершения благоустройства обоих парков в районе Северного речного вокзала появилось новое качественное общественное пространство — единая зеленая территория площадью около 100 гектаров.
В планах на ближайшие годы — построить пассажирскую канатную дорогу между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Ее длина составит 2,3 километра. Она соединит соседние районы Левобережный, Северное и Южное Тушино, разделенные Химкинским водохранилищем. Таким образом, время в пути для пассажиров общественного транспорта сократится в пять — шесть раз — с 45 до семи — десяти минут.
Планируется, что строить канатную дорогу будут за счет внебюджетных средств. Общий объем инвестиций превысит три миллиарда рублей.
Производство оборудования для канатной дороги будет локализовано в Москве. В конце февраля этого года было подписано соглашение со швейцарской компанией. В нем говорилось о создании предприятия по производству кабинок и прочего оборудования для канатной дороги в особой экономической зоне «Технополис “Москва”». Будет создано 70 новых рабочих мест. Инвестиции в создание производства составят около 1,5 миллиарда рублей.
А саму дорогу через Химкинское водохранилище построит победитель конкурса на право заключения концессионного соглашения. Срок концессии — 25 лет. Производство оборудования хотят начать уже в этом году. Открытие канатной дороги предварительно намечено на 2023 год.
От станций метро к станциям канатной дороги планируется построить наземные пешеходные галереи. Также в планах есть интеграция билетной системы канатной дороги с картой «Тройка». Пассажиропоток составит до трех тысяч человек в час пик и до 19 тысяч человек в сутки. Это частично разгрузит северные участки Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линий метро. Кроме того, канатная дорога улучшит транспортную доступность Северного речного вокзала и станет привлекательным аттракционом для туристов.