Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Роботы помогают исследовать километры трубопроводов и демонтировать железобетон, а специальный сканер измеряет объемы утилизируемого снега. Какие еще инновации помогают коммунальным службам столицы — в материале mos.ru.
Москва активно внедряет новые технологии во все сферы жизни, в том числе и в городское хозяйство. Скрытые утечки в горячем водоснабжении и системе отопления ищет специальный алгоритм, ремонт труб водоснабжения могут доверить мобильному роботу, а за безопасностью линий электропередачи следят при помощи беспилотников. Какие еще технологии используют столичные коммунальщики — в материале mos.ru.
Оценить техническое состояние сетей, провести плановые проверки и даже отремонтировать водопроводные трубы Мосводоканалу помогают настоящие роботы. Этими мобильными диагностическими комплексами управляет инженер из передвижного пункта. Он следит за изображением, которое передается на мониторы, и руководит роботом с помощью джойстика в режиме реального времени.
Ремонтировать трубы роботы могут при помощи специальных насадок. Они способны очистить трубопровод, надраить участок до металлического блеска, а затем сделать заплатку из стали. Кроме того, эти машины оценивают герметичность соединений труб.
Подобные роботы есть и у Мосводостока. Предприятие использует такие устройства для обследования труднодоступных для человека трубопроводов, например диаметром от 200 до тысячи миллиметров. Специалисты дистанционно управляют роботами, проверяя городские сети на наличие дефектов или сильных загрязнений, препятствующих пропуску воды. Роботы на колесиках способны поворачиваться на 360 градусов и оборудованы камерами и подсветкой.
Моссвет исследует трубы при помощи специальной инспекционной камеры. Она позволяет следить за кабельной канализацией Москвы, где были спрятаны воздушные линии передачи. При помощи 30-метрового кабеля с камерой и подсветкой специалисты проверяют полимерные трубы, в которых проложены эти линии.
Кстати, роботов привлекают не только для обследований в труднодоступных местах, но и для сложных работ. Во время капитального ремонта Большого Каменного моста ручные отбойные молотки, которыми обычно снимают бетонное покрытие, заменили тремя малогабаритными роботами с дистанционным управлением. С их помощью снимали около 15 кубических метров железобетона за смену. Для сравнения: рабочий с отбойным молотком может демонтировать только один кубометр за смену. Это экономит время и силы специалистов.
Роботов использовали для демонтажа бетона даже в речных опорах — опускали внутрь моста и снимали железобетон. Кроме того, гидромолот на устройстве можно заменить другим инструментом, например ковшом, захватом или пилой. Так робот может убрать за собой строительный мусор.
Преимущество робота еще и в том, что они автоматически диагностируют свое техническое состояние и сообщают о неполадках. Они эффективно расходуют электроэнергию, хорошо работают в условиях перепадов напряжения и экономно используют мощность дизельных генераторов.
Современные технологии помогают коммунальщикам не только под землей и на поверхности, но и в воздухе. Так, энергетики компании «Россети Московский регион» используют беспилотники самолетного типа, чтобы следить за безопасностью воздушных линий электропередачи (ЛЭП). Аппараты помогают обнаружить деревья, которые растут за пределами просек и могут упасть на провода. Только в 2021 году благодаря беспилотникам в ТиНАО проверили 800 километров воздушных линий электропередачи.
По съемкам аппаратов создают цифровое отображение местности с разрешением до пяти сантиметров и карты растительности. На его основе планируют работы по расчистке охранных зон линий электропередачи от деревьев и кустарников.
Беспилотники также позволяют обследовать техническое состояние опор значительно быстрее, чем при обходе и осмотре специалистами. Кроме того, во время воздушных обследований ЛЭП работают в штатном режиме.
Без технологий не обойтись и зимой, когда выпадает много осадков. В снегосплавных пунктах установлены автоматизированные системы, сканирующие количество снега в самосвалах. Машина при въезде останавливается всего на несколько секунд. Сканер, установленный на столбе, обрабатывает данные и передает информацию в единый диспетчерский центр.
После этого по команде сотрудника пункта грузовик со снегом может подъезжать к дробилкам и сбрасывать снег. Так контролируется объем принимаемых осадков.
Кстати, и сам процесс разгрузки машины контролируется оператором диспетчерской с помощью системы видеонаблюдения. Если снега больше, чем в данный момент может принять снегоприемная камера со снегодробилками, то его выгружают на площадку снегосплава и утилизируют позже.
В 2020 году в столице начали использовать автоматизированную систему «Диспетчеризация», чтобы находить скрытые утечки на разводящих тепловых сетях.
Система позволяет обнаружить незначительные технологические нарушения и признаки утечек на начальных стадиях. Ночью, когда минимален расход горячей воды, алгоритм фиксирует и анализирует небольшие изменения по тысячам параметров, среди которых температура, давление и расход на разных этапах. Это дает возможность определить потенциально аварийный участок, куда и направляется ремонтная бригада.
Благодаря «Диспетчеризации» в период с сентября по декабрь 2021 года были проведены дополнительные проверки около 200 километров тепловых сетей и 240 тепловых пунктов. Это позволило выявить потенциальные сбои в работе оборудования и не допустить перерывов в поставке тепла и горячей воды потребителям. Сейчас системой оснащено уже 6,2 тысячи тепловых пунктов.
В столице также создают цифровые районы электрических сетей (РЭС) — это один из проектов ПАО «Россети Московский регион». В таких районах за сетью следят в онлайн-режиме, многие процессы автоматизированы, есть самодиагностика и самовосстановление систем. В цифровых РЭС технологические нарушения выявляются мгновенно, а с помощью дистанционного управления специалисты могут выбрать самый быстрый способ локализации участка, на котором произошел сбой. Первые цифровые РЭС уже работают на территории СЗАО, а к 2023 году они появятся во всех округах Москвы.
Еще один проект — «Цифровой электромонтер» — позволил перевести в цифровой документооборот работу всех 1400 бригад ПАО «Россети Московский регион». Специалисты получили планшеты со специальной программой, через которую получают наряды и распоряжения. Диспетчеры могут видеть расположение бригад на электронной карте, что позволяет назначать аварийные заявки тем специалистам, которые находятся ближе к месту аварии. Это сократило среднее время оформления одного дефекта в два раза — с 12 до шести минут.
Во время реализации проекта также создали электронную базу всех выявленных поломок. С ее помощью можно прогнозировать ремонтную программу и предупреждать серьезные аварии.
Чтобы защитить горожан от мошенников, которые представляются работниками городских служб, Мосэнергосбыт ввел среди своих сотрудников удостоверения с QR-кодом. Их должны иметь при себе контролеры, которые приходят в квартиры для снятия показаний, контролеры-монтеры, техники по отключениям, инженеры-инспекторы и другие специалисты, которые контактируют с москвичами.
Для проверки QR-кода понадобится смартфон или планшет с камерой. Нужно отсканировать код, после этого на экране появится фамилия, имя и отчество, должность и подразделение представителя Мосэнергосбыта. Если в базе данных компании сотрудник не зарегистрирован, на экране появится соответствующее сообщение. В этом случае для дополнительного подтверждения личности необходимо позвонить в контактный центр по телефону: +7 499 550-95-50.
Сотрудники Мосэнергосбыта и других городских служб не ходят по квартирам без предупреждения, если нет аварийной ситуации, не предлагают купить у них никакие товары и не навязывают платных услуг.