28 марта 2023
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

На страже чистоты московских рек: как коммунальный флот готовят к открытию навигации

Рассказываем, чем занимаются специалисты в межнавигационный период и какие тайны хранит дно главной водной артерии столицы.

Суда столичного коммунального флота стоят на страже чистоты рек Москвы и Яузы. Они собирают плавающий мусор, устраняют поверхностные загрязнения на воде и достают тонны ила со дна. В марте флот активно готовится к речной навигации, которая начнется в конце апреля. Тогда у специалистов настанет горячая пора.

О том, что необходимо сделать перед судоходным периодом, об особенностях работы зимой и необычных находках в городских реках mos.ru рассказал начальник коммунального флота государственного унитарного предприятия (ГУП) «Мосводосток» Григорий Прямушко.

От нефтесборщиков до плавучих кранов

База коммунального флота находится на Москве-реке, в затоне Новинки. Сюда мы отправляемся, чтобы понаблюдать за работой специалистов. Река встречает сильными порывами ветра: они раскачивают пришвартованные суда и разносят по округе шум от ближайшей стройки. Рядом с брандвахтой лед уже растаял, чего не скажешь о тупиковом затоне, в глубине которого еще не кончилась зима.

На базе флота вовсю кипит работа.

«В нашем распоряжении 30 судов. Среди них мусоро- и нефтесборщики, грунтоотвозные шаланды, плавучие краны, катера быстрого реагирования и ледоколы. В межнавигационный период часть судов ремонтируют», — объясняет Григорий Прямушко.

Мы подходим к огромному плавкрану. В его лебедочном отделении проверяют исправность механизма грузоподъемного троса, рядом работает сварщик.

«С началом навигации кран будет чистить устья рек, впадающих в главную водную артерию столицы. В эти участки течение наносит много ила и песка, которые необходимо своевременно убрать, чтобы на Москве-реке не образовалось мелей, а течение малых речек не ослабевало. Кран поднимает грунт и загружает его в шаланду вместительностью до 300 тонн», — рассказывает начальник коммунального флота.

«Риф»: путь через лед

В межнавигационный период реки не остаются без присмотра. На них выходят дежурные суда. А пробраться сквозь толщу льда им помогают два ледокола — «Риф» и «Норд». Григорий Прямушко приглашает нас на борт одного из них.

Ледокол «Риф» вместе с «Нордом» трудятся круглый год: весной и летом буксируют несамоходные баржи и шаланды, а осенью и зимой обкалывают лед вокруг пришвартованных судов и расчищают им путь по Москве-реке.

Вес «Рифа» превышает 40 тонн. Его крепкий корпус может пробивать лед толщиной до 20 сантиметров. В межнавигационный период судно выходит на дежурство по два-три раза в сутки. На борту находится экипаж из двух человек.

Сейчас «Риф» готовится к отправке от причала: он громко тарахтит и раскачивается на воде. Капитан Михаил Поздеев приглашает нас в теплую ходовую рубку.

На панели управления ледоколом среди разнообразных рычагов и кнопок выделяется штурвал — деревянный и круглый, как у парусных кораблей, только намного меньше. Капитан признается: управлять «Рифом» нелегко. Он быстро и долго крутит штурвал — мотор раскочегаривается и ревет, судно вздрагивает и рывком отходит от причала.

«“Риф” набирает скорость до семи с половиной километров в час, затем надрезает кромку льда носом и наезжает на лед, который ломается под его весом», — поясняет Григорий Прямушко.

Валун, который видел динозавров, и баржа-призрак

Одна из главных задач коммунального флота — собирать мусор на Москве-реке и Яузе. Ежегодно из рек вытаскивают от 500 до 600 тонн отходов, иногда попадаются и неожиданные находки.

На территории базы флота лежит огромный валун, обнаруженный на дне Москвы-реки. «Его вытащил из воды наш плавкран. Это событие привлекло геологов. По их словам, валун видел динозавров», — рассказывает Григорий Прямушко.

Поднимают на берег и тележки из супермаркетов, которые падают в реку. Необычные находки прошлого года — прокатный велосипед и даже скамейка.

«На одном из участков Москвы-реки уровень воды опустился, и местные жители заметили остов заброшенного судна. Мы сразу же отправили туда водолазов. Оказалось, это баржа, затопленная еще в 1990-е годы. С началом навигации к ней отправят плавкран», — отмечает начальник флота.

Иногда сотрудники коммунального флота выступают в роли спасателей. Прошлым летом они вытащили из Яузы собаку, которая не могла самостоятельно выбраться из воды из-за высокой каменной ограды набережной.

Григорий Прямушко рассказывает, что самая сложная задача — устранить поверхностные загрязнения, например пятна автомобильного масла, бензина или нефти. Такие случаи требуют быстрого реагирования. Так, в декабре 2022 года из Яузы после дорожно-транспортного происшествия достали машину. Специалисты флота выехали на место, чтобы осмотреть воду, но поверхностных загрязнений не обнаружили.

Новости Москвы 28 марта 2023
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#