7 июня 2017
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Facebook Twitter Скопировать ссылку
Скопировано!

«МОСГАЗ»: принципы и технологии

«МОСГАЗ»: принципы и технологии . Фото: Пресс-служба АО «МОСГАЗ».

Одним из самых активных членов Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) является АО «МОСГАЗ» — компания удивительной судьбы, ставшая одним из флагманов урбанистического развития российской столицы. Сегодня АО «МОСГАЗ» — пример создания и внедрения уникальных инженерных решений, воплощения невероятно дерзких проектов, гармоничного социально­экономического созидания. О том, какой непростой путь прошла компания за эти годы и какие принципы заложены сегодня в основу стратегии ее развития, «Русскому инженеру» рассказывает Генеральный директор АО «МОСГАЗ» Гасан Гизбуллагович Гасангаджиев.

— Гасан Гизбуллагович, давайте вернемся на восемь лет назад. «МОСГАЗ» тогда пребывал в сложной ситуации, проблем хватало… И вас назначают руководителем. Трудно было на первом этапе?

— Нагрузка у нас тогда была просто сумасшедшая. Первые четыре года мы чуть ли не каждый день работали до трех-четырех утра, и выходных у нас не было. Но если сейчас просто в линейку поставить все, что было в тот период сделано, то понимаешь, что у нас, как говорится, реально год шел за три.

— На том этапе, в самом начале, верили, что будет так, как сейчас?

— На самом деле мне было непросто, но я знал лишь то, что у меня нет права уйти, понимал меру ответственности, которую на меня возложили, и меру доверия — тоже. Я не представлял себе всей сложности, но у меня возник просто дикий интерес к отрасли: хотелось разобраться в ситуации, изменить ее к лучшему… У нас тогда рождалось достаточно много дерзких идей, и эти идеи мы как-­то сумели воплотить. Мы, команда «МОСГАЗа», считаем себя очень счастливыми людьми, потому что нам всем удалось реализоваться. Мы в абсолютно нетепличных условиях своими руками смогли не просто переломить ситуацию, но создать в столице новую газораспределительную реальность.

— Большая команда с вами пришла в «МОСГАЗ»?

— Я пришел сюда фактически с пятью соратниками, которых было бы сложно отнести к топ-­менеджерам. То есть, по сути, все изменения были воплощены в жизнь теми людьми, которые здесь уже работали, плюс две-­три ключевые фигуры, которые пришли приблизительно в тот же период. И все!

— Что было главным на первом этапе?

— Главным было заинтересовать людей, чтобы коллектив поверил в нас, в наши идеи. И мы действительно это сделали, они почувствовали, что будут перемены, которые приведут к устойчивости, определенной стабильности, повышению социальных показателей.

— Когда стали явно заметны первые признаки улучшения ситуации?

— Думаю, можно говорить про весну 2010 года. К тому времени мы фактически создали модель, которую представили городу как модель работы газораспределительной инфраструктуры Москвы — как она может и должна работать. Эту модель мы защитили на разных уровнях, доказали ее состоятельность и необходимость. В том числе представили модель оперативной работы, что для того периода было суперважным. Мы разработали прототип аварийно-­спасательного формирования, которое функционирует по разделенным задачам и направлениям, создавая по каждому необходимые и достаточные резервы кадров и технического оснащения.

Также мы представили модель современного Центрального диспетчерского управления, которое по факту было и до нас, но только лишь как некая оболочка, содержательной составляющей в ней не было. А мы, например, говорили: отсюда будем дистанционно управлять объектами газораспределения, хотя на тот момент это звучало как научная фантастика. И вообще планы автоматизации газового хозяйства воспринимались как абсолютно нереальные. А мы верили и знали, что именно так и будет, и убеждали в необходимости перемен. Объясняли, что при такой модели управления нагрузка на улично­-дорожную сеть снижается, персонала для обслуживания сетей требуется меньше, но намного более квалифицированного, это диктуется новым уровнем технологий в сетях и их автоматизацией. Наша модель звучала фантастикой, но она была фантастически привлекательной и очень выгодной для Москвы. И нам поверили. Это была самая первая победа, которая еще больше подстегнула коллектив, так сказать, к новым свершениям. И уже по итогам 2010­-го мы продемонстрировали резкий рост показателей: 96 км реконструкции газовых сетей против 26 км в 2009-­м.

Кроме того, также в 2010 году мы фактически полностью поставили на ноги аварийно-­спасательное формирование и начали очень серьезно оснащать техникой строительный блок компании.

— Вы решили и сами строить?

— Это было очень и очень важное на тот период решение. Мы для себя определили, что не будем работать привлеченными силами, а будем развивать собственные строительные компетенции. И причин для этого несколько: надежность, скорость, цена… Хотя, безусловно, это решение вело к увеличению нагрузки на собственные подразделения, зато давало огромный выигрыш в качестве работ и в управляемости строительных процессов.

Начали мы с того, что стали привлекать эксплуатационный персонал к строительным работам. Сотрудники получали таким образом приработок, а компания при этом серьезно экономила средства за счет выполнения работ своими силами. И еще благодаря тому, что на действующих газовых объектах можем работать только мы и никто другой, мы получили определенную экономию. Таким образом, себестоимость обеспечения километра сети в Москве пошла резко вниз, и мы получили возможность повышать заработную плату сотрудникам. Это прибавило стабильности и коллективу, и компании в целом. При этом, снизив себестоимость, мы получили возможность увеличить количество километров в модернизации газопровода, не прося больше у города никаких денег.

— То есть вы хотите сказать, что для города «МОСГАЗ» перестал быть затратным?

— Город нам очень помог! Фактически он нам дал стартовые инвестиции, без которых компания была бы не в силах ничего сделать. Стартовые деньги пошли на что? На орудия труда, как принято говорить в экономике. То есть мы купили технику, сварочные аппараты, оборудование, спецодежду, провели ремонты в помещениях и так далее… А дальше мы, благодаря этим инвестициям, сумели создать экономически прибыльный механизм работы компании. Вот и все!

— Существует стереотип, что газовое хозяйство — это немножко вчерашний день и что газовые магистрали в принципе никак не вписываются в перспективные урбанистические проекты. «МОСГАЗ», получается, эти заблуждения ломает…

— Суждение такое, действительно, есть. Оно основывается на том, что система газоснабжения городов предельно проста, и там якобы нет места ни инновациям, ни технологическим перспективам. Ведь принципиально газовое хозяйство — это редуктор, труба, запорное устройство. Всего три элемента. Даже тепловые и электрические инженерные системы куда более насыщены, там много всяких вариантов исполнения и так далее. Казалось бы, газовые сети — это скучно. Но при этом мы не должны забывать, что газ сегодня — основной источник энергогенерации. При этом мы понимаем, что с этим ресурсом надо быть всегда на «вы»: какого-­то неуважения к нему нельзя допускать, слишком опасными могут быть последствия. И тогда становится очевидным, что и газовое оборудование, и газовые сети должны быть абсолютно надежными, работающими безотказно. Посему требования к этим устройствам должны быть высочайшими. И получается, что газовое хозяйство даже в силу повышенной ответственности не может оставаться ни технологически, ни морально устаревшим. Сегодня в газовом хозяйстве внедряются все новейшие разработки в области безопасности, контроля, автоматизации…

— Это касается и труб?

— Современное устройство газопровода — это сложнейший комплекс. Качество трубы мы проверяем очень и очень тщательно, контролируя состав металла, равномерность толщины, антикоррозийную стойкость, все сварные соединения и так далее. Любое несоответствие нормативам снижает долговечность трубы и повышает риски, такие трубы отбраковываются, что называется, еще на подступах. Эксплуатация трубопровода — современный высокотехнологичный процесс. Начиная с того, что мы в режиме онлайн снимаем все виды данных — давление до и после, температуру, пройденный поток и так далее. Все краны и регуляторы в системе — такие же ответственные узлы, которые должны всегда работать безотказно и безупречно, при любом закрытии обеспечивая абсолютную герметичность. То есть сегодня газовое хозяйство АО «МОСГАЗ» — современный надежный высокоинтеллектуальный автоматизированный инфраструктурный комплекс, который не просто соответствует развитию всех процессов мегаполиса, но и, более того, создает новые возможности для дальнейшего совершенствования.

Наглядный пример — реализованные в последнее время АО «МОСГАЗ» проекты по новым газопроводам к ТЭЦ­-16 и ТЭЦ­-20. Мы применили там великое множество инновационных разработок и технологий, создали уникальный метод тоннельной прокладки, обеспечили на всем участке трубопровода абсолютный дистанционный мониторинг, при этом сохранили возможность доступа к нему в случае необходимости. Причем экономия эксплуатационных затрат огромная, поскольку примененные конструктивные проектные решения позволяют лет 50 вообще не подходить к этим трубам. Такая сегодня ситуация. Поэтому говорить о том, что это — «старое сапожное хозяйство»…

— …заблуждение?

— Конечно. Мы ни в чем не ограничиваем программы развития Москвы и никогда не сдерживаем темпы их реализации. «МОСГАЗ» участвует практически во всех инфраструктурных и созидательных городских программах, в том числе в самых масштабных — таких, как «Моя улица», строительство Московской кольцевой железной дороги, строительство новых автомобильных магистралей и хорд, прокладки новых развязок, строительство метрополитена и так далее. Все они так или иначе касались магистральных газопроводов, которые нужно было перепроложить и переоснастить. И мы это делали всегда в срок, а чаще с опережением графиков, чтобы создать комфортные условия для строительных процессов.

При этом всегда появляются новые задачи, ведь город — живая система, и надо следить за ее дыханием. Вот сейчас актуализировалась программа сноса пятиэтажек. При этом мы все понимаем: снести пятиэтажку — две недели, но переустроить инженерные системы, чтобы на этом месте инвестор мог начать строительство нового здания — совсем другая, куда более сложная и очень кропотливая по проектированию, согласованиям, работам задача. Поэтому уже сегодня мы работаем над ее решением, хотя дискуссии по поводу сноса еще только начались по большому счету.

— В условиях города перепроложить разветвленную сеть — задача не из простых…

— Скажу больше: нередко эти задачи на первый взгляд выглядят просто нерешаемыми! Сегодня в Москве зона, так скажем, возможностей проведения даже профилактических (а тем более по новому строительству!) работ очень серьезно сузилась. Если раньше мы уверенно могли где­-то в апреле зайти в работы, а в ноябре из них выйти, то сегодня в мае мы зачастую не можем начать даже подготовительный период, а в некоторых районах нам и повернуться уже нельзя, техника подъехать не может… И мы ломаем головы, как умудриться подобраться к этой вот газовой трубе, чтобы провести ее реновацию. Поэтому мы повсеместно создаем малообслуживаемые автоматизированные системы, применяем особые материалы и решения, которые не вызывают необходимости регулярного осмотра на местах. Потому что традиционный контроль в условиях Москвы применять невозможно. При этом автоматизация и экономически для нас выгодна: автоматизированный удаленный объект не требует выездов, отвлечения персонала… К тому же в условиях Москвы далеко не везде можно действовать стандартными методами.

— Получается, что у АО «МОСГАЗ» просто уникальный коллектив очень широкого профессионального спектра…

— Коллектив, действительно, уникальный. У нас очень много людей, для которых «МОСГАЗ» — единственное место работы, много династий, которые мы очень ценим. Я очень рад, что в свое время мы нашли нужные слова, те самые точки взаимодействия… Думаю, самым главным условием развития был тот факт, что нам поверил коллектив. Плюс активное участие профсоюза. И глубокое понимание специфики газового хозяйства, ведь мы отвечаем за очень важную инженерную систему такого крупного города. При этом люди сразу почувствовали и заботу о себе: мы отремонтировали рабочие помещения, купили новую мебель, новые компьютеры, спортзал появился, начали массовые мероприятия проводить, всевозможные конкурсы, велопробеги и так далее… И люди стали себя ощущать по­-другому.

Следующий этап повышения качества рабочих процессов — новый Инженерный центр АО «МОСГАЗ». Он будет вводиться по этапам, постепенно, мы не ставим задачу ввести его в строй к какой­-то конкретной дате. Туда переедет диспетчерская со всеми своими вспомогательными подразделениями, функционально разделенными в соответствии с разными задачами.

Ведь на самом деле все зависит от людей. Фактически всю работу делает наш коллектив — тот самый, который и был в «МОСГАЗе». Конечно, изменения идут — например, компания переходит на все более высококвалифицированный труд, но при этом мы никого не сокращаем! Организуем обучение людей, они повышают свою квалификацию, свой профессиональный уровень. При этом мы поднимаем заработную плату.

Инвестиционный бюджет компании постоянно растет. На фоне нулевого повышения тарифа на транспортировку мы за счет строительства и модернизации смогли поддерживать уровень заработной платы всегда выше инфляционных процессов.

— Работы по строительству и модернизации позволяют компании инвестировать в развитие?

— Да, но дело не только в этом. Когда мы самостоятельно выполняем внешние проекты, мы уверены в их качестве и полном соблюдении всех технических регламентов. Понимаете, если какой-­то подрядчик выиграл переустройство газовой трубы в рамках, например, благоустройства микрорайона, то проконтролировать невозможно, какую именно трубу он применил, сделал ли нормально «постель», хорошо ли заизолировал и тому подобное… То есть мы уверены в качестве и надежности наших сетей и спокойно можем смотреть в завтрашний день.

— Каким вам представляется московское газовое хозяйство лет через 10­-20? В какую сторону оно будет развиваться?

— Перспективы у нас очень большие. Нам уже требуются новые площадки, и немало. Например, городом принято решение создавать новые современные газовые сети в Новой Москве. То есть все инвестиционное строительство в присоединенных районах должно опираться на новую сетку газопровода. Причем мы всю эту новую систему уже фактически разработали и спроектировали, обсчитали, спланировали, разбили по годам, по инвестиционным проектам… Мы знаем все площадки, где будет инвестиционное многоэтажное или любое технологическое строительство, понимаем, как ляжет сетка, чтобы обеспечить в том числе все тепловые и энергетические потоки. В общем, все модели мы отработали, и поскольку развитие Новой Москвы — дело очень серьезное, мы знаем, что достаточно скоро будем все эти проекты воплощать. При этом что еще интересно? Что это работа «с чистого листа».

Вторая очень масштабная программа, которая требует крайне детального изучения и выполнения, — реновация дюкеров (это газовые трубы, проложенные по дну водоема), таковых у нас 17 штук. И сложность по большому счету заключается не в самом переустройстве трубы, а в том, что вокруг сделано фактически масштабное благоустройство. Причем нужно сделать их в таком варианте, чтобы при обслуживании можно было к ним не подходить. Это очень серьезная работа — и с точки зрения инженерных решений, и с точки зрения ответственности и так далее. А после того, как мы все эти проекты сделаем, у нас по факту останется работать человек сто, которые будут управлять кнопками и наблюдать за цифрами на экранах. Шутка!

— Трудно представить, что у вас в компании остановится качественное развитие…

— Оно никогда не остановится.

— Скорее, я думаю, вы еще больше расширите направления работы и компетенции АО «МОСГАЗ»

— И правильно думаете. Мы уже сегодня работаем над новыми вариантами приложения своих усилий, технологий и опыта. Вплоть до того, что компания готова заняться тепловыми сетями, водопроводом и т. д. И мы полностью уверены в себе, потому что с точки зрения выполнения работы обладаем просто «бешеным» опытом. К слову, хочу заметить, что мы еще нигде и никогда не превысили половины нормативного срока выполнения любых работ, за которые брались. Причем это не опыт подрядчика, который в качестве сторонней организации может прийти и что-­то хорошо сделать. Нет! У нас свой спаянный, очень опытный и очень дружный московский коллектив, который прикипел сердцем к своему делу, живет в ритме дыхания этого мегаполиса, любит свой город и готов изо всех сил, вкладывая талант и душу свою, сделать так, чтобы жизнь в нем стала еще лучше. И если этот опыт и этот настрой оставлять неиспользованными, то это будет слишком большим расточительством.

— В этом есть какой-то секрет?

— Особого секрета нет. Просто мы много думаем, много считаем, много и очень быстро работаем. Как правило, минимум в две смены, а то и в три. При этом, заметьте, во время выполнения нами работ ничего никогда не останавливалось: метро работало по расписанию, дороги не перекрывали, газ и электричество поступали потребителям в плановом режиме.

— Скажите, правда ли, что «МОСГАЗ» все эти годы ни разу не пользовался готовыми решениями (потому что таковых просто нет), а все разрабатывал сам?

— Да, это так: нужных нам решений просто­-напросто нигде нет. Все решения, которые мы сегодня применяем в нашем газовом хозяйстве, разрабатывались и отрабатывались в стенах нашей компании. Так, например, все программные продукты написаны нашими сотрудниками. Все решения по построению системы оперативной работы — исключительно мосгазовские, все проекты по реконструкции и технологические ноу­-хау по их воплощению — тоже плоды «мозговых штурмов» нашего коллектива.

— Но ведь каждое новое решение надо еще умудриться согласовать в инстанциях, а это зачастую сложнее, чем разработать его…

— Мы очень наглые до работы люди. Я упрямо ходил по инстанциям и доказывал, доказывал, доказывал… Им было трудно меня переспорить, потому что по своей первоначальной специальности я — инженер-­механик-­исследователь. Это единственная специальность, название которой состоит сразу из трех слов! А специализировался я по теме «Динамика и прочность машин». Поэтому я говорил: вы мне можете рассказывать, что угодно, но тот «пирог», который мы собрали под землей, у вас нет шансов отвергнуть.

А еще у нас на удивление азартные сотрудники, которые руки свои не опускают. Если есть трудность, ее надо преодолеть — шансы свернуть с пути просто не рассматриваются.

— Невозможно не спросить вас о Вечном огне у Могилы неизвестного солдата…

— В этом году отметили уже 50 лет Вечному огню у Могилы неизвестного солдата в Александровском саду. Все эти годы «МОСГАЗ» обслуживал и обслуживает этот святой для каждого объект, поддерживая его в рабочем состоянии. И мы горды, что нам выпала эта социальная ответственность. 50-­летие отмечали вместе с солдатами Президентского полка службы Коменданта Московского Кремля ФСО РФ, ротой Почетного караула 154-­го отдельного комендантского Преображенского полка, представителями ВКС, ВМФ и Сухопутных войск Вооруженных сил России, все очень торжественно, с воинскими почестями. Правда, было холодно, дождь со снегом. Но, успокаивая промокших своих коллег, я говорил: нет худа без добра, зато мы воочию всем доказали, что в любых погодных условиях — при дожде, при снеге, при ветре — наш газ в виде Вечного огня всегда горит. Нельзя не вспомнить и все проекты, которые были организованы с участием Вечного огня. Это и теперь уже ставшее традицией проведение профилактики горелки Вечного огня с привлечением самых уважаемых, заслуженных представителей нашей страны, и Эстафета Вечного огня, когда частички его приезжают в десятки регионов России. Сегодня многие говорят, что эту Эстафету нужно сделать ежегодной, с привлечением молодежных организаций и коллективов.

— И последний вопрос, разумеется, о 25-­летии МКПП(р). На ваш взгляд, насколько важна деятельность Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей)?

— Очень важно — особенно в таком городе, как Москва, — понимать друг друга с полуслова. Образно выражаясь, разговаривать на одном языке. Если мы начнем общаться исключительно через официальные письма, вести друг с другом долгие диалоги со сложными промежуточными этапами, все невероятно затормозится… На полуофициальном уровне пытаться призывать к сознательности или ответственности — дело практически обреченное. А когда мы в одном союзе, в одной Конфедерации, тогда мы гораздо лучше понимаем друг друга, друг друга поддерживаем, ощущая, что по роду своей основной деятельности мы завязаны на функционирование огромного мегаполиса. В Конфедерации у нас есть надежное «чувство плеча». Мы работаем в таком единстве, когда долго друг другу рассказывать ничего не надо. Это достижение именно такого объединения — МКПП(р). И дай бог, чтобы у Конфедерации было еще как минимум сто лет впереди!

АО «МОСГАЗ» выступило с рядом инициатив в области обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Эти инициативы активно обсуждают в Совете Федерации, Государственной думе, в профессиональном сообществе.

По мнению экспертов, работа АО «МОСГАЗ» по замене газового оборудования, проводимая компанией вместе с правительством Москвы, представляет пример социальной ответственности бизнеса перед населением и заслуживает отдельного изучения и возможного использования при формировании нормативной базы на федеральном уровне.

Более того, «МОСГАЗ» выходит с опытом практической модели организации технического обслуживания внутридомового газового оборудования, которая без дополнительных вмешательств с 2010 года успешно реализуется на территории мегаполиса, что позволяет судить о том, что целый ряд технических и процессуальных вопросов уже решен. Модель положительно воспринимается потребителями и может быть заложена в основу организационных мероприятий.

— Во-­первых, мы сократили сроки и повысили качество обслуживания, во­-вторых, мы предоставляем абсолютно квалифицированную услугу по ремонту и, самое главное, делаем это в удобные для граждан сроки и обеспечиваем абсолютную прозрачность, начиная с формирования ценовой политики, которая в постоянном режиме размещена на сайте и не индексируется с 2012 года, и заканчивая тем, что наш абонент при малейшем сомнении в том, что к нему пришел наш специалист, а не мошенник, может проверить это, позвонив в нашу службу. И сегодня это высокая планка работы всех городских структур, обеспечивающих жизнедеятельность мегаполиса — правительства Москвы, инженерных и иных компаний. Эта совместная скоординированная работа и делает Москву комфортным, безопасным городом. А значит, есть необходимость рассмотрения опыта, накопленного в таких крупных сетевых организациях, как наша, и этот опыт надо положить в основу корректировки нормативной и правовой базы, — отметил Гасан Гасангаджиев.

Предложенные АО «МОСГАЗ» идеи по внесению изменений в действующий порядок пользования внутридомовыми газовыми приборами с внесением соответствующих изменений в законодательство (в том числе в постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования») лягут в основу формирования государственной политики и нормативного регулирования в этой сфере.

При этом Генеральный директор АО «МОСГАЗ» Гасан Гасангаджиев считает: «Возможно, добавлять к правовым актам ничего не надо, а лучше, наоборот, отменить ряд позиций, не дающих специалистам реально работать. Главное, что надо сделать — предоставить сетевым организациям доступ в жилые дома, как было всегда. Это сразу выстроит всю работу, появится конкретная структура, отвечающая за все процессы внутридомового помещения. Также необходимо четкое распределение меры ответственности для специализированных организаций и ГРО».

Журнал «Русский инженер» 7 июня 2017
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Facebook Twitter Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Проект памяти
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
8 800 700 71 04
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2021.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#