15 мая 2010
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

В «Московской среде» (№ 13 от 24 апреля 2010 года) мы уже публиковали рассказ директора Музея истории развития газового хозяйства Москвы Ивана Букреева о работе столичных газотранспортников в годы Великой Отечественной войны. Сегодня Иван Николаевич БУКРЕЕВ рассказывает о том, как росло и развивалось газовое хозяйство столицы в послевоенные годы.

Сразу после войны начался резкий рост всего городского хозяйства Москвы, и газотранспортная система не была здесь исключением. Самоотверженным трудом газовиков столицы было создано уникальное газовое хозяйство, отвечающее ныне самым современным требованиям. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1949 года зауспешное выполнение заданий правительства погазификации жилых домов, строительству газовых сетей и сооружений большая группа особо отличившихся работников Управления газового хозяйства Мосгорисполкома была награждена орденами и медалями, включая управляющего трестом «Мосгаз» Юлия Белодворского, которого наградили орденом Трудового Красного Знамени. Итак, в сентябре 1945года все предприятия системы «Мосгаз» вошли в созданное управление газового хозяйства Мосгорисполкома. Начальником управления стал Георгий Александрович Голодов, который за успешное выполнения задания правительства по газификации столицы в 1947 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1949 году — орденом Ленина. Затем эту должность занимал бывший заместитель председателя Мосгорисполкома Иван Михайлович Колотыркин — за активное участие в строительстве и вводе в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва» он был удостоен двух орденов Ленина. В сентябре 1958 года решением Мосгорисполкома № 52/30 управление газового хозяйства и топливно-энергетическое управление были объединены в одну структуру — Управление топливно-энергетического хозяйства Мосгорисполкома.

Возглавивший новое управление Иван Колотыркин внес весомый вклад в создание устойчивого централизованного оперативно-технического управления, четкую работу всех звеньев предприятий топливно-энергетического комплекса, включая и газовое хозяйство. Главной задачей было обеспечение столицы природным газом, и здесь трудно переоценить роль первого магистрального газопровода «Саратов — Москва». Топливный вопрос для Москвы в послевоенные годы действительно стал одним из самых острых. Поэтому Государственный комитет обороны СССР (ГКО) принял решение в течение 1945 года построить газопровод природного газа, поступающего из саратовского месторождения. Значение строительства магистрального газопровода для Москвы было огромно: ведь должно было расшириться бытовое и промышленное применение газа, а это, в свою очередь, оздоровляло воздушный бассейн нашей столицы. Газопровод «Саратов — Москва» — это грандиозное сооружение, длина которого составляет 843 километра. Он проходит через Саратовскую, Пензенскую, Тамбовскую, Рязанскую и Московскую области. С вводом этого газопровода ресурсы газа для Москвы увеличились в пять раз! Для этого в 1945 году в столице проложили около 100 километров основных газовых сетей, не считая домовых вводов и разводок внутри зданий. Речь шла и о проведении строительно-монтажных работ, связанных с переоборудованием топок котельных, жилых домов, бань, прачечных, хлебозаводов, лечебных учреждений и других потребителей с установкой в них газовой аппаратуры. Для выполнения этих работ была создана специальная строительная организация — Управление по строительству газовых сетей — «Мосгазстрой». Все основные работы по строительству газовых сетей в Москве завершились в ноябре 1945 года, то есть в крайне сжатые сроки. Напомню, что строительство магистрального газопровода «Саратов — Москва» началось еще до войны. Увы, война прервала эту работу, но уже в 1945 году эта гигантская стройка заняла одно из первых мест среди крупных строек послевоенной пятилетки. Вся страна помогала строительству газопровода: на фабриках и заводах было изготовлено сложное оборудование для компрессорных станций, включая автоматические измерительные приборы. Несмотря на тяжелое военное время, для строительства был выделен большой парк землеройных машин, сварочных агрегатов, кранов и автомобилей. Рабочие и колхозники Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей оказали строителям огромную помощь по производству земляных работ: копали вручную траншеи на глубину 2,5 — 2,7 метра, так, что бы укладываемые трубы ложились ниже зоны промерзания. Сооружение газопровода из Саратова в столицу — первой в стране дальней магистрали с шестью компрессорными станциями — стало началом создания новой, газовой отрасли промышленности. Саратовский газ пришел в Москву 10 июля 1946 года. Сначала он поступил на ГЭС-1 «Мосэнерго», а уже на следующий день стал поступать в квартиры жителей столицы. Магистральный газопровод «Саратов — Москва» заложил основу газовой индустрии и создания Единой системы газоснабжения страны (ЕСГ). Система объединяет все промыслы, подземные хранилища и магистральные газопроводы с целью обеспечения гибкого, оперативного маневрирования потоками и резервирования газоснабжения потребителей. Газопровод «Саратов — Москва» стал своеобразной лабораторией по внедрению прогрессивных технологий. Например, здесь учитывались достижения патоновского института электросварки Академии наук Украины по созданию механизированных способов скоростной сварки, хорошо зарекомендовавших себя в производстве лучшего танка Великой Отечественной войны Т-34. Здесь впервые были разработаны и осуществлены поточно-скоростной метод работ, автоматическая сварка, методы механизированной укладки газопровода, использовались надежные изоляционные покрытия труб, в широких масштабах применялась малая механизация, внедрялись новые методы продувки и испытания газопровода и другие прогрессивные технологии. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 16 августа 1947 года наградил многих работников строительных, проектных и эксплуатационных организаций орденами и медалями за успешное выполнение задания правительства по строительству газопровода «Саратов — Москва» и организацию снабжения газом Москвы и Саратова. Московский газовый завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. С производственной победой — завершением строительства и освоением первой в стране дальней газовой магистрали — строителей, монтажников и работников эксплуатационных служб газопровода «Саратов — Москва» лично поздравил И. В. Сталин. 16 марта 1949 года Указом Президиума Верховного Совета СССР по просьбе общественных организаций, а также по ходатайству руководителей партийных и советских организаций Москвы газопроводу «Саратов — Москва» было присвоено имя Иосифа Сталина. Этот газопровод был целевым, строился исключительно для подачи газа в Москву. Магистральный газопровод «Саратов — Москва» функционирует и сейчас, он входит в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. С вводом в эксплуатацию газопровода «Саратов — Москва» начинается массовая газификация столицы. Только за период с 1946 по 1947 год в Москве построено 140 километров подземных газопроводов, что составляло 25 процентов общей протяженности газовой сети. Коллективы работников заводов «Газоаппарат», «Искра» и артели «Металлопром» многое сделали для обеспечения Москвы газовыми плитами, водонагревателями и газовыми счетчиками. За указанное время было выпущено более 50 тысяч плит, более 30 тысяч счетчиков и около 25 тысяч колонок. Темпы газификации столицы возрастали из месяца в месяц. Всего за послевоенную пятилетку газ получили более 200 тысяч квартир. Это в три раза больше, чем за все время существования газового хозяйства. На конец 1945 года в Москве насчитывалось 68 тысяч газифицированных квартир. Строительство газопровода «Саратов — Москва» обеспечило возможность замены в топливопотреблении Москвы угля, дров и мазута природным газом.

Газета Правительства Москвы «Тверская, 13» 15 мая 2010
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2024. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#