Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
За последние десять лет оборот столичного рынка общепита увеличился примерно в 10 раз. Самым быстрорастущим сегментом эксперты называют ресторанный бизнес. Годовая выручка модного московского заведения может доходить до $1 млн, а прибыль не ниже 30%. Неудивительно, что для начала собственного дела многие выбирают именно эту вкусную отрасль. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь БУХАРОВ рассказал о своем видении ситуации на рынке; что стоит учитывать новичкам; какие «административные барьеры» сняты, а какие, напротив, могут появиться на пути предпринимателей.
— Игорь Олегович, на одном из форумов рестораторов прочла фразу: «В общепит лезут все кому не лень — чего думать, раз
— Я против таких фраз. У нас в Конституции записано: любой гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность. И в ресторанном бизнесе попробовать себя может каждый. Мне довелось видеть немало того, что Андрей Деллос (создатель «Кафе Пушкинъ» и др.) метко назвал «нефтяными ресторанами»: когда нефтяники открывали рестораны своим женам или любовницам, чтобы только им мозги не пилили. Украшали золотом уборные, срочно переманивали
— Сколько игроков на столичном рынке?
— В Москве более 10 тысяч предприятий общепита, из них около 7,5 тысячи приходится на открытую сеть (в отличие от заводских или вузовских столовых ее могут посещать все желающие). В Центральном административном округе на тысячу человек насчитывают примерно 147 посадочных мест. Если сравнить эти данные с цифрами
— Как долго может прожить ресторан в Москве?
— Если не брать титанов вроде «Метрополя» или ресторана «Яръ», построенного еще до революции и неоднократно переделываемого (часть забирали под театр «Ромэн», вселяли госпиталь
Однако однозначно сказать, сколько ресторанов ежегодно появляется и исчезает в современной Москве, — непросто. Заключенные договоры аренды еще не показатель. Поскольку получить лицензию (разрешающую оборот алкогольной продукции. — Прим. ред.) сложно, зачастую новые владельцы принимают ресторан под старым названием и юрлицом. Процентов 50, а то и 70 новых заведений открываются в тех местах, где рестораны уже были. Соответственно, примерно столько же ресторанов передаются в управление или продаются в течение первого года. (По данным столичных чиновников, в 2013 году в Москве появилось 451 предприятие общепита открытой сети, чистый прирост составил 220. — Прим. ред.)
— В чем основная причина, что практически половина бизнесменов уходит в первый же год?
— Начинают прогорать: вложили деньги, а товарооборота, клиентов нет… Может, не дали алкогольную лицензию или изначально неправильно просчитали бизнес (жизнь ресторана — это ведь круглосуточный процесс: охрана, завоз продуктов, вывоз мусора, работа с персоналом). Бывает, люди ухватились за выгодно расположенное помещение, а потом выясняется, что канализацию просто так не сделать, вместо 15 кВт нужно 150, и в сумме надо не 5 млн руб., как запланировали, а 12… Поэтому я рекомендую для начала пообщаться с экспертами рынка, нанять маркетолога. Для многих уже стало аксиомой: главное — выбрать крутое место. Я не говорю, что надо подписывать арендные договоры наобум, но есть примеры, когда кафе открывали в промышленных зонах, и там очереди стояли. На «Черкизоне» у вьетнамцев была местная столовка, вкусная до невозможности, к ним специально из других районов приезжали и ели за клеенчатыми скатертями…
— Какие ниши, с вашей точки зрения, могут представлять интерес для новичков?
— На Западе, и особенно в Америке, люди не ломают голову: сначала выбирают, какой предпринимательской деятельностью заняться, а потом сразу — какую из франшиз купить. Это устоявшийся вариант вхождения в бизнес: платишь взносы, получаешь готовую
— Одним из результатов работы штаба по защите прав предпринимателей в 2013 году называют возможность подключать газовое оборудование для кафе и ресторанов в жилых домах. С 1 марта в силу вступают новые правила технологического присоединения к газораспределительным сетям. Фактически предпринимателям обещают, что после подачи заявки они получат все «под ключ». Схема должна стать максимально ясной. Вы считаете, что это отразится на рынке?
— Сейчас — мало. Мы попросили мэра о подключении к магистральному газу почти два года назад, шли переговоры — и, конечно, то, что в результате приняли принципиальное решение — обеспечить бизнесу доступ к энергоресурсам, — победа штаба. Но мы понимаем, есть еще куда двигаться и с чем сравнивать.
Пока федеральным законодательством вводится льготная группа потребителей газа. В нее войдут те, кто расходует до 15 кубометров в час (такие клиенты смогут платить за присоединение в Москве фиксированную сумму 20–50 тысяч в зависимости от сложности
Сейчас, когда вспоминаю, как 10 лет назад мы садились разговаривать с «МОЭСКом» об электросетях, это были, извините, «терки по понятиям». А теперь перед нами клиентоориентированная компания. Рывок в рейтинге Doing business мы сделали в значительной степени благодаря упрощению процедур по подключению к электроснабжению. На 2014 год «МОЭСК» уже взял на себя обязательство довести подключение объектов мощностью до 150 кВт до 90 дней, в Европе на это уходит около 148 дней.
Полная версия интервью на сайте издания: http://www.mk.ru/economics/interview/2014/03/02/992512-prezident-federatsii-restoratorov-i-otelerov-rf-igor-buharov-vnezapnyie-proverki-nuzhnyi-v-armii-a-ne-v-kafe.html