Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
В столичной мэрии говорят, что стараются использовать бестраншейные технологии везде где возможно.
Каждому москвичу знакома ситуация, когда аккуратная еще вчера улица вдруг превратилась в арену для раскопок - коммунальщики роют траншеи, перекрывают тротуары и проезжую часть, затягивается все это нередко на недели.
Между тем современные технологии позволяют ремонтировать и прокладывать коммуникации бестраншейным способом - материалы для этого раньше закупали в Европе, но теперь все чаще обращаются к российским производителям. Корреспондент "РГ" узнал подробности.
В столичной мэрии говорят, что стараются использовать бестраншейные технологии везде где возможно. К ним прибегают крупнейшие городские предприятия, отвечающие за инженерную инфраструктуру и электрические сети: "Мосводосток", "Мосгаз", "Мосводоканал", "ОЭК" и другие. Но все же обойтись без разрытий получается не всегда - иногда надо копать, чтобы быстро найти место аварии и устранить течь. Или, наоборот, идет строительство новых коммуникаций - тут без раскопок потребуется слишком много времени и средств.
Нередко даже к прокладке коммуникаций прибегают без рытья траншей - используют метод горизонтально направленного бурения. Он незаменим, когда коммуникации нужно провести под дорогами, водоемами, скверами и парками. Но используют такую технологию именно при строительстве новых сетей или реконструкции существующих.
А что же делать, если трубу просто прорвало? Найти место утечки, раскопать его экскаватором и все починить? Бывает и так, но этого тоже стараются избегать. В таких ситуациях на помощь приходит санация. Это довольно высокотехнологичная методика - в трубу вводят рукав, или, как его еще называют, чулок из композитного материала. Он растягивается вдоль трубы изнутри и образует новый слой. После композит твердеет, и вот - труба укреплена изнутри. Так можно, во-первых, устранить течь. А во-вторых - сделать профилактику, благодаря которой трубы прослужат дольше.
В Москве такой метод часто применяют на газопроводах - после санации срок их службы составляет 40 лет. Так обновляли трубы под железнодорожными путями на Харьковской улице и на газопроводе под футбольным полем на 1-й Фрунзенской улице. Иначе там пришлось бы устраивать раскопки - представляете себе траншею среди футбольного поля или железной дороги?
Интересно, что раньше рукава для санации закупали в основном за рубежом. Однако в последнее время это стало проблематично, и столичные заказчики стали смотреть в сторону импортозамещения. Долго искать не пришлось - такой материал делают на московском заводе "Монтем".
Для прокладки коммуникаций используют и метод щитовой проходки - похожим способом строят метро. Под землей с помощью щита прокладывается тоннель, стены которого укрепляют железобетонными блоками.
Впрочем, минусы этой технологии очевидны - она сложна и дорогостояща, а еще такая подземная стройка занимает много времени. Впрочем, в отдельных случаях метод становится незаменимым. Без него, к примеру, было бы невозможно построить кабельный коллектор от подстанции "Мещанская" - участок длиной 158 метров там проходит под путями Октябрьской железной дороги. А при прокладке кабельного коллектора от подстанции "Пресня" почти 200-метровый участок проложили на глубине 20 метров под руслом Москвы-реки.
Эксперты говорят, что со временем раскопок на улицах будет становиться все меньше - особенно большие надежды возлагают на санацию. Этот метод довольно прост и дешев, к тому же не зависит от зарубежных поставок. Но избавить город от траншей полностью вряд ли получится - под московской землей проходит так много коммуникаций, что без доступа к ним не обойтись.