23 июня
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Невидимый поток. Как устроены московские дюкеры

Газопроводы-дюкеры, проходящие под руслом Москвы-реки, бесперебойно обеспечивают газом потребителей и являются сложными техническими сооружениями. Как они устроены, читайте в материале РИА Недвижимость.

Технология глубокого заложения

Дюкер — участок трубопровода, пролегающий под руслом реки, оврагом или расположенной в ложбине под транспортной магистралью. Дюкеры сооружают при прокладке коммунальных сетей, а также нефте- и газопроводов.

По старой технологии при прокладке газопроводов через водные преграды на дне реки делались специальные углубления. Газопровод покрывался специальной оболочкой, а сами работы проводились открытым методом на протяжении долгого времени, что наносило вред флоре и фауне реки.

В последние годы дюкеры прокладывают в специальных тоннелях под рекой. Комплексная программа реконструкции 12 дюкеров высокого и среднего давления, сооруженных в 1939–1965 годах, реализуется в Москве с 2018 года.

Перед началом работ на каждом объекте сотрудники «Мосгаза» проводят расчеты и геологические исследования. При помощи мобильной буровой установки специалисты получают пробы почвы на берегу, определяют состав и горизонт каждого слоя, после чего данные передают проектировщикам. Далее проектировщики, исходя из полученных данных подбирают параметры необходимой буровой машины для выполнения проходки.

Принцип матрешки

После завершения исследовательских и проектировочных работ на одном берегу начинается устройство котлована, из которого бурением прокладывается тоннель для трубопровода в приемный котлован на другом берегу. Процесс этот довольно долгий и основательный. Специалисты возводят по периметру котлована буросекущие сваи длиной более 20 метров, они выполняют функцию ограждения, и антифильтрационной завесы. Затем бетонируют дно.

Насосы закачивают впереди буровой машины буровой раствор, чтобы облегчить выбуривание грунта. По мере движения жидкость с выбуренным грунтом выкачивается на поверхность в сепаратор, где происходит очистка, а затем снова закачивается в скважину.

По мере продвижения тоннель укрепляют железобетонными кольцами длиной 3 метра, они в итоге образуют собой трубу. После того как микротоннель готов, специалисты варят металлический футляр и проталкивают его из котлована в котлован, а затем межтрубное пространство заполняют цементным раствором.

В итоге получается жесткая конструкция в виде матрешки, которая способна выдерживать любые нагрузки. Только после этого монтируется рабочая труба, по которой пойдет газ. Ее варят частями по 6 метров и проталкивают вглубь, а после соединяют с действующей сетью газоснабжения.

На новых газопроводах устанавливают автоматизированные запорные устройства, позволяющие при необходимости перекрывать подачу газа дистанционно из центральной диспетчерской в течение двух минут. Реконструированные дюкеры не требуют водолазных обследований и регулярного ремонта и должны прослужить более 40 лет.

РИА Недвижимость 23 июня
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2025. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#