Запах газа?
звони
звони
104
Контакты
Горячая линия
Электронная почта
Какие специалисты на связи днем и ночью ради комфорта и безопасности москвичей.
За тем, чтобы в московских квартирах всегда было тепло и светло, в режиме нон-стоп следят коммунальные службы. Об инновациях в сфере ЖКХ, круглосуточной работе диспетчерских и столичном мнемощите — в материале mos.ru.
Работу кабельных сетей города контролирует центральный диспетчерский пункт «Московских кабельных сетей» (филиал ПАО «МОЭСК»). Его открытие в 2018 году стало очередным шагом к цифровизации московской энергетики — одному из важных проектов, связанных с созданием умного города.
Сегодня в ведении компании находятся электрические сети общей протяженностью более 64 тысяч километров (для сравнения: длина земного экватора — около 40 тысяч километров), а также свыше 15,8 тысячи трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
Центральный элемент диспетчерского пункта «Московских кабельных сетей» — мнемощит. По сути, это схема всех электросетей, на которой с помощью символов отображается ситуация на каждом участке. Ранее мнемощит состоял из двух частей, расположенных в разных помещениях. Реализовать концепцию единого центра управления позволили современные цифровые технологии.
Теперь на мониторах компьютеров отображается вся необходимая информация. Например, диспетчер может увидеть, стоит ли бригада в пробке или уже подъезжает к проблемному участку.
Одной из крупнейших компаний Москвы, занимающихся развитием, эксплуатацией и реконструкцией принадлежащих городу электрических сетей, является Объединенная энергетическая компания (ОЭК). В ее ведении находится 25 процентов всего электросетевого хозяйства города. Энергия, которую поставляет компания, питает Московское центральное кольцо и метрополитен, а также стадионы и социальные объекты. ОЭК также отвечает и за все уличное освещение в городе — фонари и подсветку.
Центр управления сетями круглосуточно следит за всеми объектами. Информация о работе различного оборудования отображается в диспетчерской в реальном времени. Иногда диспетчеру приходится управлять такими системами, как уличное освещение, в ручном режиме. Например, нажатием всего одной кнопки в этом году впервые в новогоднюю ночь во время фейерверка отключали подсветку на Большом Москворецком мосту. Диспетчеры следили за процессом отключения по городским камерам видеонаблюдения. Заодно посмотрели и пиротехническое шоу.
«Отключение световых установок позволило в полной мере насладиться праздничными залпами, которые можно было наблюдать сразу с четырех набережных — Софийской, Раушской, Москворецкой и Кремлевской. После окончания фейерверка все освещение и иллюминация были восстановлены», — рассказал диспетчер по иллюминации АО «ОЭК» Сергей Крысанов.
Через центральную диспетчерскую Мосводоканала проходят все заявки, связанные с водоснабжением и водоотведением. Причем как от частных лиц, так и от компаний. Диспетчер распределяет их по разным бригадам в зависимости от местоположения и сложности.
«Заявка заносится в базу, там сразу видно, в каком районе находится объект. По системе ГЛОНАСС можно увидеть, какая машина находится ближе всех. В течение 20 минут сотрудники обязаны прибыть на место и локализовать аварию. То есть среагировать максимально оперативно, почти как скорая помощь», — говорит дежурный по городу АО «Мосводоканал» Валентин Дубровин.
В случае аварийной ситуации диспетчер обязан принять решение в течение трех минут. Если бригада не может справиться с ситуацией, она вызывает подкрепление из соседнего района.
Заявки по жалобам жителей, например на качество воды, отрабатывают в течение суток. Двое суток — на ремонт объекта, связанный с проведением раскопочных работ.
Дежурный по городу работает круглосуточно и в случае чрезвычайной ситуации формирует штаб, сам выезжает на место аварии, а также посещает стройки и другие объекты, где идет ремонт или прокладка коммуникаций. Круглосуточно также трудятся сотрудники районных бригад. Плановые и внеплановые работы идут в любое время дня и ночи.
«Если аварий нет, это не значит, что мы сидим в офисе и ждем, когда что-то случится. Заявок в центральное диспетчерское управление приходит много, особенно в зимний период. Мы активно реагируем и на обычные обращения. С опытом понимаешь, что и неаварийная заявка может свидетельствовать о серьезной проблеме. Приезжаешь на место, а там, например, есть вероятность подтопления метрополитена или здания», — рассказывает Валентин Дубровин.
Службы Мосводоканала совершают регулярные плановые обходы своих коммуникаций, были случаи, когда сотрудники выявляли нарушения в функционировании систем водоснабжения или водоотведения по дороге на работу.
Вся информация о выявленных нарушениях передается в центральную диспетчерскую. Даже если объект не относится к ведению компании, диспетчеры всегда стараются оказать посильную помощь или передать информацию ответственным городским структурам. Валентин Дубровин вспоминает, что однажды, приехав на объект, спасли собаку возле стройки в районе Щербинки.
Специалисты диспетчерской также анализируют состояние и работу объектов компании, регулируют подачу воды потребителям в соответствии с почасовыми сценариями, которые составляет на каждую неделю служба прогнозирования. На объемы подаваемой воды влияет не только время суток, а куда больше факторов — вплоть до трансляции по телевидению популярных передач.
Коллекторы — это подземные тоннели, в которых проложены силовые кабели, кабели связи и спецсвязи, а также трубы теплосети и водопровода — все то, без чего ни одна сфера городского хозяйства не может полноценно функционировать. Общий километраж коллекторных тоннелей столицы составляет почти 800 километров.
Наблюдают за коллекторами дистанционно и круглосуточно из объединенной диспетчерской службы ГУП «Москоллектор». Подземные коммуникации оснащены современной аппаратурой контроля газовоздушной среды, охранно-пожарной сигнализацией, системой вентиляции, автоматическими насосными станциями, системами диспетчерского управления. Данные со всех объектов выводятся на интерактивный экран в режиме реального времени. При необходимости изображение любого коллектора можно вывести на видеостену, а также удаленно включить или отключить оборудование в нем.
Если где-то, например, открыли люк — диспетчер сразу получает сигнал об этом. О сбоях в работе оборудования он информирует соответствующее подразделение предприятия, после чего выехавшая на место бригада устраняет неисправность.
Ежедневно в диспетчерскую Мосгаза поступает более 100 заявок от москвичей: в основном они жалуются на запах газа. Специалисты компании реагируют на все вызовы и оперативно выезжают с проверкой в любое время дня и ночи.
Все заявки обрабатываются в течение минуты, через пять минут на место выезжает бригада аварийно-спасательного формирования АО «Мосгаз», максимальное время ее ожидания в Москве с учетом загруженности дорог — 40 минут.
К счастью, большинство случаев не подтверждается: запах газа путают с запахом краски или ацетона.
Если неисправности или повреждения все же обнаруживают, то их устранение происходит в кратчайшие сроки.
К системе теплоснабжения в Москве относится около 16 тысяч километров тепловых сетей, 24 насосно-перекачивающие станции, более 10 тысяч тепловых пунктов.
Специалисты центрального диспетчерского управления Московской объединенной энергетической компании (ПАО «МОЭК») в режиме реального времени в зависимости от погоды корректируют температурный режим, контролируют работу сложного оборудования, следят за надежностью сетей. При необходимости диспетчеры организуют оперативное устранение любых возникающих проблем.
АО «Мослифт» обслуживает более 70 тысяч лифтов в столице. Центральная диспетчерская компании работает 24 часа в сутки. Все поступающие заявки о сбоях в работе лифтов диспетчер заносит в электронный журнал, оперативно передает электромеханикам и контролирует исполнение.
На интерактивной карте можно увидеть, какой автомобиль аварийной службы находится ближе всего к месту аварии. Согласно правилам, время на освобождение пассажира из остановившегося лифта не должно превышать 30 минут. Время рассчитывается так: пять минут на передачу заявки, 20 — на прибытие и получение ключей от машинного помещения лифта. Еще пять минут дается электромеханику на освобождение пассажира.
В течение двух часов лифт должен заработать. Если же нужны работы капитального характера, его могут запустить в течение двух суток.