19 октября
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Уборка, ремонт и комплексное обслуживание: кто и как заботится о столичных дорогах

Дорожное хозяйство города объединяет работников более 240 специальностей, которые отвечают за качество, состояние и безопасность дорог Москвы. Сегодня они отмечают свою профессиональный праздник.

Жизнь мегаполиса непредставима без современной транспортной инфраструктуры. Чтобы она всегда была в отличном состоянии, а также обеспечивала высокий уровень безопасности передвижения, необходимы постоянный контроль, тщательная уборка, своевременное проведение текущего и капитального ремонта, благоустройство.

В Москве качественное и комплексное обслуживание дорог и инженерных сооружений зависит от профессионалов более 240 специальностей. Это работники ручного труда, водители спецтехники, инженеры и проектировщики, синоптики, дорожные спасатели и многие другие. День работников дорожного хозяйства отмечают в России ежегодно в третье воскресенье октября. В 2025 году профессиональный праздник выпал на 19 октября. Рассказываем, какие технологии используют в дорожном хозяйстве, почему это круглогодичный и круглосуточный процесс, который просто невозможен без опытных и трудолюбивых людей.

Какие задачи решают прямо сейчас

По новой масштабной программе комплексного благоустройства до конца 2025 года будет приведено в порядок еще примерно 700 объектов (плюс почти к 670 улицам, благоустроенным в прошлом году). Среди них не только трассы, шоссе и магистрали, но и самая длинная набережная в Москве — Нагатинская (ее протяженность составляет 5,6 километра), а также Правая Дворцовая аллея около Петровского путевого дворца. На этих улицах работы уже завершены.

Благодаря профессионализму работников дорожного хозяйства в августе с опережением сроков был выполнен ремонт покрытия на 1-й Тверской-Ямской улице и участке Тверской улицы. В общей сложности заменили около 50 тысяч квадратных метров дорожного покрытия по технологии бесшовной укладки единым ковром. Последний раз асфальт здесь полностью заменяли в 2021 году — тоже по бесшовной технологии. И покрытие успешно выдержало четыре года без необходимости ремонта. При этом нормативный срок службы асфальта на дорогах категории, к которым относится Тверская улица, составляет три года.

На дорогах обновляют и ремонтируют покрытие, при этом применяют материалы, изготовленные в Москве. Еще в 2010 году городским службам приходилось закупать сырье, поскольку не было своего производства. Зачастую использовался подрядный труд и не имелось единого контроля качества. Первую собственную асфальтобетонную установку запустили в мае 2015-го, вторая — в июне 2015 года. За 10 лет их количество возросло до 15. Заводы расположены в разных округах Москвы, что делает удобной транспортную логистику. Их производственные мощности полностью обеспечивают потребности столицы для дорожно-ремонтных работ в рамках текущего ремонта и программы комплексного благоустройства объектов как общегородского, так и районного значения. Входящее сырье и готовые смеси на асфальтобетонных заводах ежедневно проходят строгий контроль — за эту работу отвечают специалисты лабораторий, оборудованных прямо на предприятиях.

Предприятия полностью соответствуют экологическим нормам. Они оснащены мощными современными установками, которые обеспечивают 99-процентную очистку и защищают атмосферу от выбросов вредных веществ. Сами пылегазоочистные системы и качество их работы проверяют как минимум дважды в год.

Круглосуточно осуществляется уборка дорог. А помогают в этом российские инновационные разработки. Например, с этого года приступили к дежурству первые электрические подметально-уборочные машины российского производства. Сейчас на улицах работает 52 единицы такой техники, в дальнейшем их количество будет увеличиваться. Они отличаются компактностью, многофункциональностью и маневренностью.

Эту технику можно использовать в любое время года. Летом она работает как дорожный вакуумный пылесос, зимой очищает территории с помощью фронтальной щетки и распределяет противогололедные материалы. А экологичный электродвигатель помогает снизить расходы на эксплуатацию. Машины нешумные и могут работать по ночам.

Полный контроль над дорогой

Еще одна важная задача дорожных служб — это постоянная проверка покрытия проезжей части. Ее высокую эффективность обеспечивает синтез высоких технологий и профессионализма работников. Помогают визуальный и лабораторный контроль, а также компьютерное зрение.

Занимаются проверкой передвижные лаборатории ГБУ «Автомобильные дороги». Небольшие машины с уникальным оборудованием выходят по ночам на московские улицы, чтобы исследовать асфальт. Передвижная лаборатория проверяет качество дорожного полотна и фиксирует дефекты.

Машины поэтапно обследуют улицы по заранее сформированному графику. Работают по ночам, чтобы не создавать неудобств автомобилистам.

Такие лаборатории укомплектованы различными датчиками, приборами, зондами и сканерами, которые одновременно при движении фиксируют несколько показателей состояния асфальта.

Полученные данные анализируются, благодаря чему специалисты могут понять, какому участку дороги требуется ремонт.

Цифровые технологии способны фиксировать девять типов нарушений. При необходимости проводится дистанционное зондирование дороги для выявления колейности, различных дефектов покрытия, трещин. Например, дорожная инспекция ОАТИ осуществляет полный цикл работ, включающий оценку соблюдения технологии их производства и обследование объектов на соответствие нормативам. Компьютерное зрение помогает инспекторам ОАТИ отслеживать содержание объектов дорожного хозяйства и благоустройства. Комплексом искусственной нейронной сети (КИНС) оснащено 11 автомобилей ОАТИ. Они видят стертую дорожную разметку, повреждение асфальтобетонного покрытия, бортового камня, загрязнение дорожных знаков и опор освещения, граффити, грязные остановки, переполненные урны, неудовлетворительное содержание цветников. Каждый из 11 автомобилей, на которых установлен КИНС, за день проезжает около 100 километров. Все выявленные ими нарушения устраняются.

В арсенале ОАТИ также находится передвижная диагностическая лаборатория с высокотехнологичным способом контроля, который обнаруживает дефекты дорожного полотна с точностью до одного сантиметра и погрешностью не более одного миллиметра. Она позволяет определить все виды неровностей.

Мобильная лаборатория ОАТИ дважды в год обследует 11 тысяч километров дорог Москвы. Результаты мониторинга служат основанием для включения определенного участка дороги в план ремонта.

Под контролем находятся также строящиеся дороги и мосты. Каждый этап возведения дорожно-мостовых объектов проходит при участии Мосгосстройнадзора. Инспекторы проверяют наличие защитных ограждений, обустройство временных пешеходных переходов, соблюдение требований охраны труда и техники безопасности при производстве работ. Сегодня это более 200 объектов — от магистралей и крупных дорожных развязок до внутриквартальных проездов. Такое внимание позволяет обеспечить безопасность будущей эксплуатации транспортной инфраструктуры города.

А для детального анализа качества работ и применяемых материалов привлекается Центр экспертиз, подведомственный Мосгосстройнадзору. Он проводит около 25 видов исследований, позволяющих оценить соответствие возводимых дорожных объектов проектной документации и техническим регламентам.

Зачем дорогам нужны свои синоптики

У городских служб есть собственное метеорологическое управление. Его сотрудники наблюдают за небом и осадками, а беспокоятся о земле. В частности, о московских дорогах и их состоянии. Эти специалисты работают в составе ГБУ «Автомобильные дороги».

Метеорологические измерители установлены по всему городу, их насчитывается более сотни. Для сбора сведений используются инновационные методы — скорость и направление ветра измеряют приборы с ультразвуковыми датчиками, количество осадков фиксирует устройство, регистрирующее удар каждой капли, а высоту снежного покрова определяют с помощью лазерных лучей.

А для прогнозирования погоды применяют радиолокационный доплеровский метеорологический локатор. Он размещен в ТиНАО и позволяет в режиме реального времени в радиусе до 250 километров определять положение атмосферных явлений, их тип (дождь, снег, мокрый снег, град), интенсивность и скорость перемещения.

Разработка прогноза и предупреждений о неблагоприятных явлениях погоды производится на период от трех часов до 10–15 суток, при необходимости — на месяц.

Благодаря метеорологам дорожные службы заранее получают информацию об изменениях погоды, которые могут привести к негативным последствиям или повлиять на движение транспорта по улицам столицы. Такие данные нужны, чтобы рассчитать необходимое количество техники и бригад для уборки снега, принять меры по защите городских объектов от сильных порывов ветра, установить дежурство водооткачивающей техники на улицах и магистралях, провести превентивную противогололедную обработку и многое другое.

Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и «Телеграм».

Новости Москвы 19 октября
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Памятка
Как отличить сотрудника МОСГАЗа от мошенника

Контактная информация

Телефон Пресс-службы:
8 (495) 660-60-88
Только для запросов СМИ:
press@mos-gaz.ru
По остальным запросам:
info@mos-gaz.ru
Следите за обновлениями
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2025. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#