18 октября 2011
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Facebook Twitter Скопировать ссылку
Скопировано!

Мэр Москвы Сергей Собянин посетил ГУП «Мосгаз». Мэр обошел все предприятие, осмотрел работу подразделений крупнейшего газораспределительного предприятия страны, в неформальной обстановке побеседовал с его сотрудниками. Сопровождал столичного градоначальника заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы Петр Бирюков.

Показывал свое хозяйство и комментировал его работу генеральный директор ГУП «Мосгаз» Гасан Гасангаджиев. Особый интерес у Сергея Собянина вызвало Центральное диспетчерское управление (ЦДУ). Это уникальный комплекс управления газовыми системами крупнейшего мегаполиса, аналога которому нет в России и даже в Европе. Вообще подобных комплексов в мире насчитываются единицы
Чем-то ЦДУ напоминает Центр управления полетами космических аппаратов — знаменитый на весь мир ЦУП. Центральное диспетчерское управление Мосгаза представляет собой отдельный зал, где установлен огромнейший компьютер с многофункциональным монитором во всю стену. На этот суперэкран выведена система управлениями всеми газовыми процессами, происходящими в Москве. На мониторе в режиме реального времени под наблюдением специально обученных операторов находятся все газовые системы мегаполиса, протяженность которых составляет 7800 километров. В том числе здесь «просвечиваются» подземные коммуникации, контролируется состояние газорегуляторных пунктов и протяженности наземного газопровода. В этот огромный компьютер введен целый ряд профильных подпрограмм, с помощью которых операторы организуют управление всей работой самого крупного в стране газораспределительного комплекса, а также обеспечивают безопасность всех его систем.
Например, здесь заложена уникальная система так называемого пультового управления. Допустим, из-за возможной утечки газа, которую операторы выявили с помощью монитора, возникла экстренная необходимость закрыть одну или сразу несколько шаровых заглушек — их большое количество раскинуто повсейогромной территории Москвы. Диспетчер может это сделать дистанционным путем — нажатием кнопки специального устройства прямо на месте, не отходя от пункта управления. Подобный процесс можно сравнить с тем, как дистанционным пультом включают или выключают телевизор. Только в случае с телевизором процедура проводится на расстоянии нескольких метров, а здесь — на расстоянии десятков километров. Газовая шаровая заглушка в автоматическом режиме закроется через 1 минуту и 20 секунд. Раньше на такую операцию, которая выполнялась в ручном режиме, порой уходило несколько часов, в течение которых сохранялась взрывоопасная ситуация. Ведь до выявленной заглушки с утечкой газа необходимо было доехать, причем добираться надо было не только на большие расстояния, но еще и через вечные столичные пробки, и лишь затем специалисты приступали к ручному закрытию шаровой газовой заглушки — на такую процедуру нормативом отводилось более 40 минут. Важно и то, что диспетчер с помощью монитора в режиме реального времени может полностью отследить процесс закрытия заглушек и убедиться в его надежности.
При этом экономится не только время, но и материальные средства: отпадает необходимость целой ремонтной бригаде выезжать к запорному устройству. которое, как правило, расположено довольно далеко. тратить бензин, моточасы спецтранспорта. задействовать оплачиваемое рабочее время ремонтников. Такой надобности теперь нет не только в экстренных случаях, но и во время регулярных профилактических работ. Налаживание подобных автоматических процессов позволило оптимизировать штат предприятия, сократить число сотрудников, а сэкономленные средства направить на модернизацию своего предприятия. Подчеркнем, что все технические преобразования Мосгаз проводит за собственные средства и собственными силами при помощи правительства Москвы.
Но пультовое закрытие газовых заглушек — только небольшая часть возможностей Центрального диспетчерского управления. Главное заключается в том, что операторы мгновенно могут отследить аварийную ситуацию на любом узле городской газовой системы и оперативно принять меры по ее предотвращению или немедленной ликвидации последствий, если потребуется, то во взаимодействии с подразделениями МЧС.
Важно отметить такой факт. Идея создания Центрального пункта управления полностью принадлежит руководству Мосгаза. Примечательно, что для этого не привлекались специалисты со стороны. Принцип работы ЦДУ, подбор необходимого оборудования, замыкание огромнейшего хозяйства в единую сеть -все это сделано собственными силами и за собственные средства.
Сергей Собянин с большим интересом осмотрел новую технику Мосгаза, которая здесь также спланирована и оборудована собственными силами. Особое внимание столичного градоначальника привлекли специализированные автомобили Управления аварийно-восстановительных работ. Все они имеют повышенные динамические характеристики, укомплектованы спутниковой навигационной системой, средствами оперативной и мобильной связи, а также специализированными приборами и механизмами для оперативной локализации и ликвидации технологических нарушений. Каждая смена, работающая на таких спецавтомобилях, оснащена ноутбуками с электронной схемой газоснабжения и ее привязкой к объектам инфраструктуры Москвы. Подразделения, в состав которых входит аварийно-спасательная техника, в соответствии с имеющимися профильными объектами размещены по всем районам столицы. Диспетчер на ЦДУ при возникновении где-либо аварийной угрозы или в случае происшествия оперативно направляет в чрезвычайный район ближе всех находящуюся бригаду спецмашин, а затем в режиме реального времени отслеживает ее действия на мониторе, при необходимости корректирует работу аварийщиков или присылает дополнительные силы и средства. Если раньше, до взрыва на Озерной улице, в среднем на постановку задачи и проведение оперативных переговоров уходило от 30 до 40 минут, то сегодня аварийно-восстановительное подразделение уже с поставленной задачей выезжает на место происшествия менее чем за 5 минут. То есть эффект повысился в 6 — 8 раз! Кроме того, экономится время за счет оптимизации экстренного маршрута. В любую точку Москвы, в том числе самую отдаленную, «мосгазовские» спасатели прибывают не более чем за 40 минут. Таким образом, аварийщики выигрывают целый час, а порой и больше драгоценного времени -того времени, когда может случиться беда. Автоматически вся необходимая информация оперативно передается в подразделения МЧС, а если надо, то и в ГИБДД. Нередко такую информацию приходится передавать в дежурные части МВД и ФСБ. Кроме того. с помощью монитора диспетчер имеет возможность отслеживать состояние всех объектов Мосгаза, определять возникшие там неисправности и направлять на них ближайшие ремонтные бригады. Немаловажно и то, что Центральное диспетчерское управление имеет прямую связь со штабом МЧС и ГИБДД, оперативными дежурными по МВД и ФСБ, рядом других необходимых структур, а также префектурами административных округов столицы. Это при необходимости позволяет организовать оперативное и четко выверенное взаимодействие всех этих структур. Так, подразделения МЧС подключатся к ликвидации последствий аварии, а Госавтоинспекция обеспечивает экстренный и беспрепятственный проезд спецтехники к месту чрезвычайного происшествия.
На случай выполнения наиболее сложных задач, связанных, например, с масштабными происшествиями, сформировано специализированное подразделение экстренного выезда аварийно-спасательной службы Мосгаза. Оно состоит из четырех автомобилей со специальным оборудованием и трех автономных мобильных командных пунктов, оснащенных оперативными и мобильными средствами связи, имеющими возможность немедленного получения информации из базы данных ГУП «Мосгоргеотрест». Вместе с тем мобильные командные пункты имеют прямую видеосвязь с Центральным диспетчерским управлением, а также оперативную связь с МЧС, полицией, ФСБ.
Заметим, что подобная служба — аварийно-спасательное формирование при газораспределительном предприятии — единственная в мире. Создано такое уникальное подразделение опять же по инициативе Мосгаза, а также его собственными силами и средствами. Каждый сотрудник формирования прошел строгий конкурсный отбор. В прошлом году 36 отобранных и выдержавших конкурс специалистов предприятия прошли специальный курс обучения в центре МЧС, после сдачи строгого экзамена получили квалификацию «спасатель» с вручением удостоверений и жетонов.
Важно отметить и такой факт. В состав ЦДУ структурно вошла и диспетчерская служба «04». Автоматизирован процесс оформления, формирования заявки на аварийную ситуацию. Заявка в автоматическом режиме расходится во все подразделения, задействованные на восстановительных работах. Это позволило обеспечить централизацию управления ликвидацией технологических нарушений, усилить контроль за исполнением поступающих заявок, оптимизировать маршруты движения оперативных бригад, сократить время их прибытия к месту аварии. За этим эффективно налаженным процессом стоит главное — безопасность людей.

Газета Правительства Москвы «Тверская, 13» 18 октября 2011
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Facebook Twitter Скопировать ссылку
Скопировано!

Читайте также

7 апреля
"Цифровая вакцина": обсудили вопросы ИТ в промышленности

6 апреля, генеральный директор ГК «Москабельмет», принял участие в онлайн-конференции «ИТ в промышленности 2021». Павел Моряков выступил с докладом на тему «Цифровая вакцина: когда и как применять».

7 апреля
"Цифровая вакцина": "Москабельмет" обсудил вопросы ИТ в промышленности

6 апреля, генеральный директор ГК «Москабельмет», принял участие в онлайн-конференции «ИТ в промышленности 2021». Павел Моряков выступил с докладом на тему «Цифровая вакцина: когда и как применять».

7 апреля
"Цифровая вакцина": "Москабельмет" обсудил вопросы ИТ в промышленности

6 апреля, генеральный директор ГК «Москабельмет», принял участие в онлайн-конференции «ИТ в промышленности 2021». Павел Моряков выступил с докладом на тему «Цифровая вакцина: когда и как применять».

Запах газа?
Звони — 104
Call-center
8 495 660 60 80
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2021.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#