14 июня
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Мода на уборку: какие технологии применяли в хозяйстве Москвы 1950-х годов

К середине 1954 года началось серийное производство новейших машин и механизмов городского хозяйства.

Хромированные решётки, фары, диски на колёсах — это не комплимент современному авто, а описание тротуароуборочных машин столицы с середины 1950-х годов. Главархив Москвы делится фото раритетной техники.

Городское хозяйство всегда являлось важнейшей отраслью социально-экономического развития Москвы. Поэтому столичное руководство уделяло пристальное внимание совершенствованию этой сферы в самых различных аспектах. Благодаря правительственным документам, которые удалось сохранить до наших дней Главархиву Москвы, мы можем подробно познакомиться с особенностями механизации городского хозяйства, а фотографии дают представление о технике столицы первой половины 50-х годов прошлого века.

Развитие отечественной коммунальной механизации надолго прервала война. Новая страница была открыта только в 1950-х годах. На фото — подметальная машина ПЛ-3 для очистки проезжей части улиц и площадей с одновременным сбором мусора (смета) и последующей транспортировкой его к месту выгрузки. Выпускал ПЛ-3 экспериментально-механический завод Управления благоустройства Мосгорисполкома.

Первой же серийной моделью КБ УБМ в 50-е годы стало семейство тротуаро-уборочных машин Т-1. Машина представляла собой тягач на основе мотоцикла! Основу связывали с одним из нескольких специализированных кузовов. Прицепов было несколько: зимний, летний и самосвальный. Кроме того, в разной “комплектации” Т-1 было большое количество навесного оборудования.

В то время управления городского хозяйства Москвы оставляли довольно специфические заказы в плане механизации. Они вносили предложения по корректировке ряда проектов для повышения их эффективности. Например, «Мосгаз» предложил включить в план разработку самоходной буровой установки, мотивировав это тем, что предприятию приходится проводить большое количество буровых работ на самых различных видах дорожного покрытия, причём как летом, так и зимой.

Автомобиль ГАЗ-51 на фотографии от Главархива Москвы стал надёжным помощником в борьбе за чистоту столичных улиц на долгие годы. Благодаря своей долгой жизни выпуска ГАЗ-51 стал базой для целой линейки коммунальных машин. На Экспериментально-механическом заводе, а также на заводе «Коммунальник» Минкомхоза РСФСР в 1956 году начали производить машину ПУ-8, затем — ПУ-20.

Фотография Главархива не сразу дает понять, что перед нами тротуароуборочная машина! Забавная и довольно приятная с точки зрения дизайна ТУМ-975 была разработана на Заводе автомобильных кузовов Минавтопрома СССР (сейчас это Московский завод специализированных автомобилей). Под капотом изящного кузова с хромированными решётками был двигатель автомобиля «Москвич» 407-й, 408-й моделей. Кабина была комфортабельной, отапливаемой. В зимний период ТУМ-975 собирала снег, мела тротуары, сыпала песок, а в летнее время поливала улицы и подметала. Выпуск машин продолжался до начала 1980-х годов.

Помимо уборщиков, в 50-60-е годы прошлого века было внедрено множество нововведений в работе городского хозяйства. В общей сложности в процессе разработки и производства принимало участие 14 управлений городского хозяйства Москвы, от жилищного строительства, до троллейбусного транспорта. В план было включено 30 различных машин и механизмов, которые разрабатывались для самых различных видов работ: погрузочные, строительные, буровые, обслуживание трамвайных линий и многих других.

Управления столицы работали сообща. Составлением задания на проектирование передвижного механизма для уплотнения грунта в траншеях занималось Управление Мосподземстроя, а уже составлением проекта, чертежей и изготовлением — Управление московского трамвая. Но случалось и так, что одно конкретное управление занималось проектом от начала и до конца. В среднем на разработку и производство новых технологий выделялся один год, В целом, к середине 1954 года началось серийное производство новейших машин и механизмов городского хозяйства. А удивительно чистые московские улицы сегодня — это результат продолжение работы по совершенствованию системы городского хозяйства и внедрение самых современных экологичных и энергосберегающих технологий.

ГБУ «ЦГА Москвы» 14 июня
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Читайте также

12 сентября
Капремонт в домах на севере столицы: комфортно и безопасно

В конце августа специалисты завершили капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем в районе Западное Дегунино. В домах на Краснополянской улице столичные газовики не только провели работы капитального характера на газораспределительных сетях, но также выполнили капитальный ремонт коммуникаций холодного и горячего водоснабжения на сетях теплоснабжения.

12 сентября
"Мосгаз" завершил ремонт внутридомовых коммуникаций в Западном Дегунине

Специалисты "Мосгаза" в рамках программы капремонта многоквартирных жилых домов завершили капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем в Западном Дегунине на севере Москвы, сообщила пресс-служба компании.

12 сентября
Зима-холода: как столица готовится к очередной зимовке

Для москвичей лето и ранняя осень – сезон отпусков, а для коммунальных служб – активный период подготовки к следующей зиме. Сайт "РИА Недвижимость" узнал у специалистов комплекса городского хозяйства (КГХ) Москвы, как город готовится к наступающим холодам и обеспечивает безопасность жителей в зимний сезон.

Информационный вестник АО «МОСГАЗ»
Проект памяти
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2022. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#