24 сентября
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!

Подземный поток. Как проходила реконструкция Щукинского дюкера в Москве

Газопроводы-дюкеры являются уникальными сооружениями, с помощью которых газ-основа энергетики столицы-поступает в Москву. Новая технология прокладки газопроводов позволяет прокладывать их не по дну реки, а под ним на глубине более 10 метров, с минимальным воздействием на экологию и привычную жизнь москвичей. Как реконструировали один из дюкеров, смотрите в галерее РИА Недвижимость.

В Москве с 2018 года реализуется комплексная программа реконструкции 12 газопроводов-дюкеров высокого и среднего давления. Все работы проводятся современными бестраншейными технологиями, оказывающими минимальное воздействие на окружающую среду. В настоящее время завершена реконструкция 11 объектов, одним из которых стал Щукинский газопровод-дюкер.

Щукинский газопровод построили в 1960-х годах. Это единственный в Москве подводный газопровод-дюкер высокого давления. Объект обеспечивает газоснабжение жилых, коммунально-бытовых и промышленных объектов Центрального и Западного административных округов.

В 2020 году было принято решение обновить газопровод. Протяженность Щукинского дюкера составляет 3,5 километра, а его маршрут проходит по дну Москвы-реки на глубине более пяти метров, вдоль территории природно-исторического парка «Москворецкий». Перед началом работ специалисты «Мосгаза» провели инженерные исследования. Для того, чтобы проложить коммуникации без повреждения природного ландшафта, специалисты использовали бестраншейный метод микротоннелирования.

Каждый участок дюкера был разделен на два этапа: первая проходка составила 231 метр, вторая — 197 метров. Сначала сотрудники «Мосгаза» сделали котлованы глубиной до 20 метров, которые защитили методом струйной цементации. После этого специалисты залили железобетонное основание внутри стартового котлована и смонтировали оборудование.

Для того, чтобы пробурить котлованы, специалисты размололи грунт, перемешали его с водой и подали на поверхность в сепарационную установку, где грунт и вода разделились. Вода осталась в системе, а грунт был перевезен на полигон. Одновременно с бурением специалисты смонтировали тоннель из железобетонных колец длиной три метра, наружным диаметром 1,8 метра и внутренним диаметром 1,5 метра.

После формирования железобетонного футляра специалисты приступили к прокладке стального футляра, а затем забутовали свободное пространство цементно-песчаным раствором. Так получилась конструкция «матрешечного» типа, способная выдержать большую нагрузку.

Лишь после этого сотрудники АО «Мосгаз» сварили газовую трубу из секций, каждая из которых длиной 6 метров. Трубу протолкнули в конструкцию и соединили с действующей сетью газоснабжения.

А в целях повышения безопасности специалисты установили автоматические запорные устройства, с помощью которых подачу газа можно прекратить дистанционно из центральной диспетчерской. За всеми показателями на дюкере в онлайн-режиме осуществляется круглосуточный мониторинг, контролируется качество работы дюкера. Работы по реконструкции дюкера завершились в 2025 году.

РИА Недвижимость 24 сентября
Поделиться
Поделиться
Вконтакте Скопировать ссылку
Скопировано!
Запах газа?
Звони — 104
Call-center
105120 Москва, Мрузовский переулок, дом 11, строение 1

© АО «МОСГАЗ», 2025. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Разработка и поддержка — Upriver

#str#